Общество "Земля и воля" 70-х г.г.

- 152 - · зобраться в этой действительно'й, 'ищ~! ·кажущейся путанице дrревенской жизни. Пер в о е, что меня поразило, сму·rи­ ло, прямu-таки в тупик поставило своей непосредственной прс-сrотой и наглядностью, это-кра~не низкий, почти пер­ вобытныii уровень нарощ-rых потребностей. Можно без натяжки сказатъ: никаких культурных п01·ребностей--ни физических, ни духовных. · Ве бедность, не нуж.п.а, не обездоленность-нет! Зажи­ точные, обеспеченные, богатые и самые бедные одина~юво грязны, нечистоплотны-фи·зически, одинаrюво лишены выс­ ших интересов-духовно. Я спрашивал себя: во имя же •¾его и ради, чего народ восстанет? 'То, что для него пред­ ~тавлнется «недохваткой»-бесконечно малая с культурной то-чни зрения ценность. Он малым удовлетворяется. Второе, что меня с нер­ вого раза поразило, что потом объяснило мне многое в житье-бытье мужичком, это-вера его в бога. И, собственнq, не вера, как таковая-в бога верует все человечество,-а тот несокрушимый ф а тал и з м, которым насквозь пропи­ тана эта вера. «Никt' О, как бог!» «А все-бог! » , «божий про­ мысеJ1>;, «божье указание» , «Предопределение божье» . Вот те крапше, выразительные формулы, которыми исчерпыва­ ются все отношения мужиrщ к богу. Это-философия жизни, безтщежная, беспросветная. Здесь нет м•еста индивидуаль­ ной и ноллеrпивной инициативе и ответственности. Ведь все уже предусмоrгрено, до тонrюстей оозиждено .. . Есть на­ выки, есть быт, но нет личности . Самобытной, ·самоопреде­ ляюшейся1 самоутверждающей. Нет своег-о . права сказать : «хючу» ! или «не :хючу» ! С а .м по себе человек, вне связи его с богом-бро ­ шенная na ветер мякина. И я опять ,спрашивал себя: как же мне приступиться к народу с моими идеями? Мое миросозер­ цание-одно, мцросозерцание народа:-иr-юе. Два порящ<а идей, 'два типа мышления, не толы<о противоположных, по противоречивых, исключающих ~одно друг_ое. Я скажу: надо утверждать свою жизнь! А мне скажут: «на то божье со­ изволение!» Я смутился. I{ак же быть? Остается п о к а одно: наблюдать, изучать, понимать народ. Может быть, :окажется, ч110 эта философия не пр,оникл:1 вглубь народного со знанИiя, а представляет л ишь с ·r о в е с-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1