Таблицы по истории философии

ПРЕДИСЛОВIЕ. Смыслъ человtческаrо бытiя можно видtть топько въ nporpecct, ибо современная 1.сl; йствительность неудовпетворитепь н а; она неудовпетво­ рительна, если посмотр·l;ть съ обычной, наивной точки зр·13нiя-что мiръ, ка1<ъ ыы его познаемъ, есть мiръ истинно существующiй: къ чему тогда такое бытiе, заполненное рядомъ треволненiй, грязью, наслажденiями и заканчивающееся разрушенiемъ? Наслажденiе ради наслажденiя?-Увы! Моря слезъ, эпидемiя самоубiйствъ опровергаютъ объеюивность таl{ОГО принципа. ОбъективныАi'Ь принципомъ существованiя челоВtьчества · ;11,0:жетъ быть только стремленiе 1<.ъ идеалу. Встанемъ теперь на философскую, l{ритическую точку зрtнiя-и увидимъ: мiръ феноменовъ и единственно существующее "я", ограничен­ ное познанiемъ своего собственнаго мiра феноменовъ, д·13йствiями, которыя въ это~,ъ мipt всt предрtшены причинностью, и отсутствiе какого бы то ни было познанiя о Diпg an sich отнюдь не осмысливаютъ человtче­ с1<аго существованiя, а дtлаютъ его еще болtе жалкимъ, чtмъ при наив­ ной точк·I; зр·l;11iя, хотя тамъ я былъ произведенiемъ природы, а теперь­ весь мiръ мое произведенiе ... но произведенiе необходимое, независящее отъ моей воли. Если тамъ я былъ продуктомъ слtпой природы, то теперь я самъ слtпая природа 1 ). Но допустимъ, что современное состоянiе челов·13чества есть только временный этапъ въ его прогресс-13; допустимъ, что возможенъ прогрессъ психики, возможно постепенное прiобрtтенiе новыхъ способовъ позна н iя и освобожденiе отъ старыхъ, ограничивающихъ насъ; допустимъ, что мы сможе~,ъ достигнуть когда либо такого психическаго состоянiя, что будемъ познавать нещи въ себt, мiръ ноуменальный-и, буду ли я прогрессировать иJ1и только продуцировать, моя жизнь оправдывается: намъ совершенно неизвtстно то идеальное состоянiе психики, l{акое можеть быть, а потому неизвi,стно и того, будетъ ли какой смыслъ существованiн существа, обладающаго идеальной психикой; но смыслъ - то н,ашеzо бытiн теперь во 1:1ся 1<0мъ случа·I; найденъ онъ въ томъ, чтобы прогрессировать и спо­ собствовать прогрессу. Еданственный и необходимый постулатъ, 1) !Iессимизмъ пропооtдуетъ съ кантiанскоli точки зрtнiя Lorm.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1