Таблицы по истории философии

4 оправдывающiй челов,ьч,есuое бытiе-возможность npozpecca ч,ело­ вrьч,еской ncuxuuu. Исторiя философiи есть исторiя попытокъ найти пути такого про­ гресса, исторiя исканiй истиннаго познанiя; эти исканiя начинаются съ установленiя того, въ какомъ состоянiи находимся мы въ настоящее время, что и какъ можемъ познать; затtмъ идетъ изслtдованiе того, оправдываетъ ли такое состоянiе нашу жизнь; и наконецъ поднимается вопросъ, какъ достигнуть состоянiя, оправдывающаrо само себя. Необходимо признать, что каждый индивидуумъ по отдtльности не можетъ пройти всtхъ тtхъ этаповъ мысли, какiе прошло все человtчество во все время своего культурнаго существованiя; и слtдовательно, человtкъ, прежде, чtмъ самому установлять, оцtнивать и искать истину и пути къ ней, обязанъ, во имя искомаго прогресса, ознакомиться съ тtми этапами, которые уже пройдены человtческою мыслью въ вид'Б ея отдtльныхъ представителей, чтобы не повторять то, что уже давно сказано и что уже пережили; СЛ'Бдовательно, прежде чtмъ самому изслtдовать, каждый долженъ пройти всю исторiю изслtдованiй, а эта исторiя изслtдованiй есть исторiя философiи. Пусть не rоворятъ, что философiя не даетъ ни­ чего, кромt заnутанныхъ противорtчiй: даже въ крайнемъ случаt она даетъ единственно цtнное-возможность исканiя путей самооправдываю­ щаго прогресса: безъ философiи вtдь не было бы исторiи философiи, а безъ исторiи философiи было бы невозможно исканiе прогресса, ибо . каждый nовторялъ бы то, что сказано его предшественникомъ. Человtкъ не имtетъ нравственнаго права образовать въ себt мiро­ воззрtнiе, изслtдовать эти вопросы, не изучивъ исторiи философiи, ибо иначе онъ nопадетъ на ложный, давно пройденный путь, и можетъ быть, завлечетъ на этотъ ложный путь также и другихъ; такой примtръ мы видимъ на извtстномъ естествоисnытателt Э. Геккелt. Но такъ какъ человtку не слtдуетъ производить ни одного дtйствiя, которое не оправдывается, а ни одно дtйствiе и стремленiе не ,оправды­ вается, если не будетъ принято основного постулата-возможности про­ гресса, то каждый, именующiй себя человtкомъ, обязанъ ознакомиться съ исторiей философiи, чтобы оправдать любое свое д'13йствiе; и особенно это обязанъ сдtлать человtкъ, считающiй себя интеллигентомъ. Ибо въ чемъ же его интеллигентность, если онъ лиu.iенъ возможности судить О · вопросахъ бытiя? А если онъ не знакомъ съ исторiей философiи, то развt не является онъ ребенкомъ въ области мышленiя? "Воспитанiе... есть возведенiе ребенка... на степень человtка", говорить П. Наторпъ. Итакъ, пусть же "интеллигентъ" станетъ дtйствительнымъ интеллигентомъ-чело­ вtкомъ. Средствомъ воспитанiя его должна быть исторiя философiи. Въ нашъ вtкъ, когда въ массt религiозные идеалы nадаютъ, а но­ выхъ еще : не создалось, пышно расцвtли всякаго рода nреступленiя и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1