Таблицы по истории философии

5 пороки и величайшiй изъ нихъ-самоубiйство. Единственнымъ средство~1Ъ борьбы съ этими преступленiями можетъ быть только установленiе идеала всего чел овt.чества, и именно къ этому ведетъ философiя. Итакъ, во имя борьбы съ преступленiями изученiе исторiи философiи необходимо рас­ пространять въ массt. Utлью всякаго преподавателя исторiи философiи должно быть - сдtлать ее настолько удобной для пониманiя, чтобы ее можно было пре­ подавать не только избраннымъ, въ высшихъ учебныхъ заведенiяхъ, но и дt.тямъ народа, въ низшихъ школахъ. Это-идеалъ преподаванiя исторiи философiи. I<ъ нему мы должны стремиться. И предлагаемое руководство­ таблицы по исторiи философiи-своею главною цt.лью имtетъ облегчить изученiе философiи, но, конечно, далеко не въ идеалt. I<ъ обработкt. для печати этихъ таблицъ я былъ склоненъ моимъ учителемъ и друrомъ, проф. А. Д. Гуляевымъ, а также пользовался его цtнными указанiями и при выполненiи работы, за что приношу ему глубокую и искреннюю благодарность. Таблицы по исторiи философiи являются наrляднымъ пособiемъ при занятiяхъ этой наукой: онt. способствуютъ уясненiю отношенiя мыслителей другъ къ другу, зависимости другъ отъ друга. Педагогическая практика болt.е выяснитъ значенiе подобнаrо рода таблицъ и тt. стороны, въ какихъ надо улучшать ихъ. Теперь я, по крайней мt.pt. , могу надtяться, что такая работа не будетъ лишней особенно у насъ, въ Россiи, гдt. на пре­ подаванiе исторiи философiи уд·!,лено ничтожное время, а учащимся пре­ доставлены еще болt.е ничтожныя средства, · вслt.дствiе ихъ обычнаrо не­ знанiя иностранныхъ языковъ. На нt.мецкомъ языкt. существуютъ подоб­ ныя таблицы: Stumpf, Tafelп zur Gescl1ichte der Philosophie 1896; 3 Aufl. 1910, о которыхъ въ 10 изд. Ист. нов . филос. Ueberweg'a сказано: Sehr пiitzlich fi.ir Vorlesungen. Другимъ руководствомъ, Fr. Schultze, Stammbaum der Phi\os., tabel\ar. - schemat. Grundr. der Gesch. d. Phi!os., fiir Studierende bearbeitet,-я не могъ воспользоваться. Таблицы Stumpf'a вкточаютъ только имена важнt.йшихъ мыслителей, тогда какъ я имt.лъ цtлью дать болt.е или менt.е полный перечень именъ, такъ какъ часто имt.ютъ большое значенiе и лица, почти неизвt.стныя: бываетъ, что мыслитель остается забытымъ долгое время, и только слу­ чайная волна обнаруживаетъ его великiя идеи. Имена наиболt.е замt.ча ­ тельныхъ мыслителей напечатаны у меня жирнымъ шрифтомъ. Другое отличiе моихъ таблицъ отъ таблицъ Stumpf'a въ томъ, что я всюду провелъ дt.ленiе по школамъ, тогда какъ Stumpf даетъ въ нtко­ торыхъ случаяхъ дt.ленiе по странамъ., Думаю, что расп.оложенiе мысли­ телей по школамъ облегчитъ пользованiе таблицами. Правда, здt.сь меня могутъ упрекнуть въ неоднородности классификацiи: признакъ школы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1