Таблицы по истории философии
5 пороки и величайшiй изъ нихъ-самоубiйство. Единственнымъ средство~1Ъ борьбы съ этими преступленiями можетъ быть только установленiе идеала всего чел овt.чества, и именно къ этому ведетъ философiя. Итакъ, во имя борьбы съ преступленiями изученiе исторiи философiи необходимо рас пространять въ массt. Utлью всякаго преподавателя исторiи философiи должно быть - сдtлать ее настолько удобной для пониманiя, чтобы ее можно было пре подавать не только избраннымъ, въ высшихъ учебныхъ заведенiяхъ, но и дt.тямъ народа, въ низшихъ школахъ. Это-идеалъ преподаванiя исторiи философiи. I<ъ нему мы должны стремиться. И предлагаемое руководство таблицы по исторiи философiи-своею главною цt.лью имtетъ облегчить изученiе философiи, но, конечно, далеко не въ идеалt. I<ъ обработкt. для печати этихъ таблицъ я былъ склоненъ моимъ учителемъ и друrомъ, проф. А. Д. Гуляевымъ, а также пользовался его цtнными указанiями и при выполненiи работы, за что приношу ему глубокую и искреннюю благодарность. Таблицы по исторiи философiи являются наrляднымъ пособiемъ при занятiяхъ этой наукой: онt. способствуютъ уясненiю отношенiя мыслителей другъ къ другу, зависимости другъ отъ друга. Педагогическая практика болt.е выяснитъ значенiе подобнаrо рода таблицъ и тt. стороны, въ какихъ надо улучшать ихъ. Теперь я, по крайней мt.pt. , могу надtяться, что такая работа не будетъ лишней особенно у насъ, въ Россiи, гдt. на пре подаванiе исторiи философiи уд·!,лено ничтожное время, а учащимся пре доставлены еще болt.е ничтожныя средства, · вслt.дствiе ихъ обычнаrо не знанiя иностранныхъ языковъ. На нt.мецкомъ языкt. существуютъ подоб ныя таблицы: Stumpf, Tafelп zur Gescl1ichte der Philosophie 1896; 3 Aufl. 1910, о которыхъ въ 10 изд. Ист. нов . филос. Ueberweg'a сказано: Sehr пiitzlich fi.ir Vorlesungen. Другимъ руководствомъ, Fr. Schultze, Stammbaum der Phi\os., tabel\ar. - schemat. Grundr. der Gesch. d. Phi!os., fiir Studierende bearbeitet,-я не могъ воспользоваться. Таблицы Stumpf'a вкточаютъ только имена важнt.йшихъ мыслителей, тогда какъ я имt.лъ цtлью дать болt.е или менt.е полный перечень именъ, такъ какъ часто имt.ютъ большое значенiе и лица, почти неизвt.стныя: бываетъ, что мыслитель остается забытымъ долгое время, и только слу чайная волна обнаруживаетъ его великiя идеи. Имена наиболt.е замt.ча тельныхъ мыслителей напечатаны у меня жирнымъ шрифтомъ. Другое отличiе моихъ таблицъ отъ таблицъ Stumpf'a въ томъ, что я всюду провелъ дt.ленiе по школамъ, тогда какъ Stumpf даетъ въ нtко торыхъ случаяхъ дt.ленiе по странамъ., Думаю, что расп.оложенiе мысли телей по школамъ облегчитъ пользованiе таблицами. Правда, здt.сь меня могутъ упрекнуть въ неоднородности классификацiи: признакъ школы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1