Программа для собирания материалов

-. 2 . 4. Не живе1· ли поблизости от селения или в самом селении нерусское население и r<акое именно; указать название дере­ вень, в которых живут инородцы, название деревень, 'В которых живут только русские, и в которых живет население нерусское и русское вместе. 5. Умеют ли инородцы говорить по-русски и все ли умеют или -только немногие (молодые, старые; мужчины, женщины). Отметить особенности их выговора. Не употребляет ли нерус­ ское на_селение, когда говорит на своем языке, русских слов, как они передают ати слова, ставят ударение и пр. (Привести примеры). Не исчезает ли инородческий язык под влиянием рус­ ского. 6.. Не знают ли русские инородческого языка и не употре­ бляют ли ~ своей речи неруссrшх слов. -Привести примеры. 7. Наблюдается ли разница в быте нерусского 1 населения по сравнению с русским и в чем она выражается; роднятся лu между собой русские и инородцы или далеко 4руг от друга держатся. 8. Перечислить названия соседних сел, деревень, рек, уро­ чищ, ~врагов, долин, болот, пустошей и пр. ·9. Есть ли разница в говоре стариков и младшего поколения и в чем она выражается? 10. Следует .записьща-ть вся~ую фразу, слово, речь {если они разнятся от литературного произношения) совершенно так, как сльц11ится без всяких изменений и с постановкой ударения. Если какое-нибудь особенное слово попадется в каком-нибудь выражении, следует привести его целиком {например: ,,он 6аит, я пойду'', или "буде:г топерь ботать ногами" и т. п.). Не лишне­ .записать целый небольшой рассказ, разговор или беседу на местном грворе. Единичные отклонения от норм литер·атурноrо языка, явления_ архаические отмечать, оговаривая и приводя \ каждый раз примеры. 11. Избрав местность для наблюдения над говорами, следует осторожно избирать лиц для изустного записывания, материала: надо убедиться местные ли они уроженцы, r де:~ по-долгу живали, каким воздействиям подвергались, грамотны ли и в какой мере. Лучшими собеседниками для наблюдения являются женщины и дети дошкольного возраста или неучащиеся в школе. Индиви­ дуальные склонности говора одного лица· в смысле особенно­ стей произношения тех или иных звуков {,,кар~авости", ,,шепе~

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1