Тверь в записках путешественников XVI-XIX веков

100 Т верская земля в восемнадцатом веке В центре каждой комнаты к потолку подвешен сосуд со свя- той водой и лампада, которая зажигается только в особых случаях. В каждом доме есть грубо сделанное на дереве изображение какого- нибудь святого, которое больше напоминает калмыцкого идола, чем человеческую голову; однако люди относятся к нему с величайшим благоговением. Все члены семьи по утрам и перед сном непременно стоят перед святым, крестятся несколько минут и кланяются очень низко, иногда даже простираются на полу. Каждый крестьянин, входя в помещение, сначала отдает должное объекту поклонение и только после этого обращается к семье. Крестьяне при обычном общении замечательно вежливы друг с другом: они снимают шапки при встре- че, часто и церемонно кланяются и обмениваются приветствиями. Свой разговор они сопровождают богатой жестикуляцией. Крестьяне крайне подобострастны в выражении почтения к старшим над ними. Приветствуя значительную персону, они падают ниц и даже бьются головой о землю. Мы были потрясены таким выражением восточного гостеприимства не только со стороны нищих, но и детей, а иногда и самих крестьян. Во внешнем виде крестьян ничто не поразило нас так, как непо- мерная величина их ног, которую мы сначала приняли за их естествен- ные размеры, пока частая демонстрация босых ног и беззастенчивое раскрытие секретов их «туалета» не убедило нас, что мы ошибались. Потрясшие нас размеры создавались огромным числом обмоток, ко- торые они используют и зимой и летом. Кроме 1–2 пар толстых шерстяных чулок, они обматывают ноги грубой фланелью или другой тканью длиной в несколько футов, и поверх всего этого они натягива- ют пару башмаков, настолько больших, чтобы разместить громоздкое содержимое как можно удобнее. Крестьяне добротно одеты,   37 удобно живут и, кажется, едят сытно и много. Их ржаной хлеб, чернота которого отвратительна на вид, а кислота – на вкус изысканного путешественника, хорошо утоляет аппетит. Я, начав есть его по необходимости, обнаружил, что это не такая уж неприятная еда, а приправленный голодом, он и вовсе вкусен. Крестьяне перемешивают хлеб с луком, крупой, морковью, мне чрезмерный жар в их избах, столько и они боятся холоду. Потому-то у их детей лицо бледно и нездорово до пяти или шести лет» (там же. С. 223–224). 37 Ср. у Э. Кравен: «Бараньи шубы, обыкновенное их платье, очень теплы и весьма удобны для сего климата» (там же. С. 224).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1