Тверь в записках путешественников XVI-XIX веков

110 Т верская земля в восемнадцатом веке никогда не путешествовал и ничему не учился. Ум часто пробужда- ется воспитанием, но гений бывает врожденным. Преемники Петра Великого не радели об усовершенствовании этого великого и полезного дела, но императрица деятельно об нем заботилась. Она велела заме- нить деревянные постройки каменными и провести к каналу несколько новых притоков   9 и предположила прорыть еще два канала: один – для соединения Каспийского моря с Черным   10 и другой – для соеди- нения Черного с Балтийским через Днепр и Двину.   11 На пути нашем мы везде видели осушенные болота, строящи- еся селения, города, вновь основанные или обновленные. Повсюду народ, как будто торжествуя свои победы над природою, добываемые без крови и слез, усердно выражал своей повелительнице чувства искренней преданности. Толпы крестьян падали пред нею на коле- ни, вопреки ее запрещению, потом поспешно вставали, подходили к ней и, называя ее матушкою, радушно говорили с нею. Чувство страха в них исчезало, и они видели в ней свою покровительницу и защитницу.   12 После небольшого роздыха мы предполагали проехать по берегу Мсты, чтобы миновать пороги, затрудняющие плавание памятник Петру I и Сердюкову установлен на Привокзальной пл. (скульптор Ю. Злотя, 2006). 9 После смерти М. И. Сердюкова надзор за водной системой был осла- блен, сооружения приходили в упадок. В 1765 г. над содержателем системы учинена государственная опека. В 1768 г. закончилось сооружение Мстин- ского гидроузла, восемь новых водохранилищ создано в верховьях Мсты и на ее притоках, что позволило увеличить пропуск воды и проводить по реке груженые суда. В 1765–1773 гг. по системе ежегодно проходило в сред- нем до 3000 судов с грузом до 250 тыс. т. Учитывая значение водных путей, связывающих столицу с внутренними районами страны, правительство в 1773 г. изъяло Вышневолоцкую систему из местного подчинения и передало ее в казну. Ремонт и реконструкция сооружений (каменные шлюзы вместо деревянных), проведенные в 1785–1797 гг., не дали ожидаемого улучшения судоходства. 10 Манычский канал – нереализованный проект соединения Каспийского и Азовского морей; предложен в 1757 г. французским ученым Ж. Бюффоном и поддержан в 1776 г. П. С. Палласом, который произвел экспедиционное обследование района. 11 Ср. путь «из варяг в греки». Соединение Западной Двины и Днепра посред- ством Березины началось в 1797 г. при Павле I. К 1805 г. Березинская система была построена, в 1843 г. реконструирована, но ожидаемого развития судоход- ства не принесла. 12 Ср.: Ода на прибытие ея императорского величества в Тверь; Ода на при- шествие ея императорского величества в Вышний Волочек (Приложение).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1