Тверь в записках путешественников XVI-XIX веков

149 а при ней ожидают входа в устье реки Тверцы, потому что начало ее в Волочке заперто бывает шлюзом для накопления воды, по спу- ске которой в Тверцу тянут барки вверх течения сей реки лошадьми и входят потом Тверецким шлюзом в Вышневолоцкие каналы в таком числе, как состояние воды позволяет. В это время запирают Тверецкий шлюз, а отворяется закрытый дотоле Цнинский, вся вода обращается к Петербургу Цнинским каналом во Мстино озеро, и барки сплавли- ваются уже вниз по течению – сперва чрез озеро Мстино, потом реку Мсту, малое пространство озера Ильменя, реку Волхов, Ладожский канал и реку Неву до самого Петербурга. Таким образом, малейшая точка Вышний Волочек сближает отдаленнейшие края юга, востока и запада с севером. В царствование Великия Екатерины все здешние надобнейшие шлюзы и бейшлоты с великим иждивением построены из дикого камня.   19 В самом Волочке находятся из них Цнинский шлюз и два бейшлота того же имени, а в окружностях шлюзы Мстинский, Тверецкий и заводское водохранилище. Шлюз есть такое укрепление, в котором устроенные ворота, быв заперты, останавливают воду, а горизонтально раздвинуты в сделан- ные по бокам ниши – выпускают. Бейшлот же называется плотина, составленная из многих щитов, опущенных между желобоватыми бру- сьями до дна речного, и тем останавливающая воду. Судя по нужде, вынимают сих щитов один, два или более и чрез то доставляют воды в надобное место до известного числа вершков. Хотя и положено на- коплять к спуску в вышневолоцких каналах не более 300 судов, одна- ко ж, располагая по благополучной воде, вмещается их иногда до 900, не считая лодок. В то время многолюдство здесь бывает чрезвычай- ное, все площади, улицы и дома наполняются народом, ибо, кроме обыкновенных водолеев, коренных и необходимых ба ' рочных служите- лей, приходят еще из отдаленных краев артели сходочных и лоцманов. Полагая на каждое судно по нужде до 15 человек, возрастает иногда надобность в работниках до такой необходимости, что женщины всту- пают в сию должность. Нигде не бывает подобного хаоса и деятельно- сти, как здесь в день спуска. На рассвете оного дня, как для известия о спуске ударят в барабан и выставят флаг, всё мгновенно приходит в движение: рабочие садятся в свои места, лоцманы изготовляют сна- сти, купцы делают расчеты, запасаются поспешно надобностями, всё суетится, всё шумит, везде работа, везде гул раздается – немного, и другая картина! – лишь обыграется спущенной воды вал и пройдет благополучно первая барка, то все стоящие на своих местах лоцманы с рабочими людьми молятся и призывают Бога в помощь, а Николу 19 Ср. текст Сегюра. И ван Ф оми ч Г лушков . 1801

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1