Тверь в записках путешественников XVI-XIX веков

155 без внимания: сия красноречивая для глаз гармония удачнее проповеду- ет всех ораторов. Благовещение – примечательнейший образ. Мария и  Архангел всё внимание на себя обращают. Невозможно постигнуть, как изобразила кисть то живое удивление в первой и нечто небес- ное, важности исполненное во втором. Положение и вид архангелов ясно выражают Марии возможность события таинственного посольства его – и она среди изумления убеждена уже сказать: Буди по глаголу Твоему . Успение – другой равно искусственный образ! Покоящаяся Мария есть совершенно мертвое тело, но девичество и красота даже под синетою блистают; томная бледность ее вселяет во всех окружаю- щих уныние, и апостолы так горестны, что слезы едва не живо из- ливаются; особенно один, согбенный от лет и горестью изнеможенный старик, сидит уже обессилен при гробе, наклонясь и опершись на свое колено, – изнуренное печалью лицо его есть точное начертание сер- дечно страдающего человека, из уст почти излетает тяжкий вздох. Ах! не можно без чувствительного сердца изображать с таковою точностью страстей! В правой и левой стороне алтаря на богатых пьедесталах хранятся орудия, десницею бессмертныя Екатерины при заложении храма сего употребленные кирка и лопатка серебряные ,   36 а в светлой нише, на возвышенном из белейшего мрамора помосте почивает в серебря- ном, драгоценными камнями украшенном гробе святый Ефрем .   37 Неугасаемый пред ним огонь есть доказательство непрерывного из- лияния усерднейших сердец. лись две: «Притча о девах мудрых и неразумных» и «Богоматерь £Всех скорбящих радость”» (1790–1792, Тверская областная картинная галерея). См.: «...Красоту ее Боровиковский спас»: Владимир Лукич Боровиковский. 1757–1825. К 250-летию со дня рождения художника. М.: М-Сканрус, 2008. Ил. 148; Владимир Лукич Боровиковский. 1757–1825. Религиозная живопись. СПб.: Palace Editions, 2009. Кат. № 2. С. 97. Ил. 4; Кат. № 3. С. 97. Ил. 3. 36 В 1785 г., во время проезда из Москвы в Санкт-Петербург через Торжок, Екатерина II заложила основание Борисоглебского собора. Специально изго- товленные медные посеребренные молоточек и лопатка хранились в соборе как реликвия. См. текст Сегюра. 37 В Борисоглебском соборе покоились мощи преп. Ефрема (обретены в 1572); под спудом собора – мощи его ученика преп. Аркадия (обретены в 1677). В связи с закрытием монастыря в июле 1931 г. раки с мощами святых были перенесены в Благовещенскую (Михаилоархангельскую) цер- ковь, где находились до 1936 г. Судьба мощей новоторжских святых неиз- вестна. И ван Ф оми ч Г лушков . 1801

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1