Тверь в записках путешественников XVI-XIX веков

162 Т верская земля в первой половине девя тнадцатого века наконец, улетев из виду, нечувствительно доставляет нам сколько здоровое, равно и приятное движение, какого в вашем большом го- роде вы, конечно, не имеете. В четыре часа и позже ездим в гостиный двор,   61 или загородные рощи, публичные сады, дружеские общества, но всегда без принуж- дения, без пышности, а как в собственное семейство – так проводим мы почти каждый день с большей или меньшей разницей, зависящей от случаев и обстоятельств. Праздники и торжества доставляют нам особливые увеселения: тогда и мы, подобно вашим модницам, стараемся превзойти одна дру- гую во вкусе и ловкой приятности нарядов. Между тем нет ничего смешнее, как видеть наших деревенских щеголих, одетых не по рисун- ку или описанию знающей свет барыни, но по словам бабушки своей, которая, будучи в прошлое воскресенье в рядах, увидела городскую модницу в лавке и, приехав домой, рассказала до последней булавки своей внучке. Вы поверите, что оригинал, по такому описанию одетый, бывает забавнее тех копий, какие мы собой делаем, одеваясь по пись- мам, от вас получаемым. В честь торжественному дню мы всегда жертвуем Всевышнему излиянием усердия в святом храме Его и научаемся в нем истинам, служителями Божьими проповедуемым. Обедаем в дружеских собраниях или у себя, потом развозим ви- зиты, а вечер проводим в театре, на бале или воксале. Вы хотите знать, что есть воксал? Это публичный сад, лежащий на крутом бе- регу Волги, в котором непроницаемые липовые аллеи, на английский вкус проложенные в лесочках дорожки, разнообразные в тени беседки, дерновые на лугах софы, для народа поставленные качели составля- ют по наклонности каждого особый род прогулки и удовольствия. Многолюдство в нем бывает великое, но доброе воспитание содержит каждого в кругу своего состояния, так что подобного порядка и тихо- сти едва ли где сыскать можно. Вот, милой друг, что называю я прелестным и любезным житьем. Вы больше меня видели свет, то лучше и судить можете о его прият- ностях, и мне не остается ничего сделать, как просить, чтоб вы, слича наши удовольствия, покой и свободу с вихрем света, решились потом на то или другое. В окончание же всего повторю мое прежнее мнение, 61 Гостиный двор (1765–1768, предположительно арх. П. И. Обухов; воз- можно, типовой проект, в основу которого положен проект В. В. Растрелли Гостиного двора в Петербурге, 1757) находился на территории современного драматического театра; фрагмент сохранился по Свободному пер. ( Свод . Ч. 1. C. 202).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1