Тверь в записках путешественников XVI-XIX веков

175 живя в деревне, был выбираем в чиновники дворянские, но все до- сужные часы свои посвящал он любимым своим занятиям. Я видел плоды его трудов: они состоят теперь преимущественно в различных образцах разного рода мельниц. Примечательнейшая из них есть соб- ственного его изобретения. Я думаю, что мельница, сделанная по сему образцу, покажется всякому удивительною. Мы привыкли видеть ве- тряные мельницы с крыльями, а та, которую изобрел г-н Д., не имеет их: она представляется снаружи в виде башни, замыкающей в себе быстрое движение простых, но прекрасных машин. Внизу сделаны отверстия, в которые заманивают ветер; в самом верху под куполом также несколько окон. Мельник открывает нижние окна в мельнице где надобно и ловит струю ветра, который, скользнув в нижнее отвер- стие, становится, так сказать, пленником и, как будто негодуя на свою неосторожность, с поразительным свистом спешит освободиться чрез верхнее отверстие. Сим-то стремительным порывом кружит он бес- конечный, или архимедов, винт, к которому приспособлены особого рода парусы, полагающие преграду стесненному ветру. Вот каким об- разом приведенное в движение большое горизонтальное колесо касает- ся нескольким шестерням, и мельница, закрытая извне, мелет внутри на несколько поставов!.. Г-н Д. отличается свойственною русским охо- тою и способностью доходить до всего своим умом. Он чрезвычайно сметлив. Прочитав однажды в ведомостях, что один немецкий механик изобрел способ двигать противу течения рек нагруженные суда, П. И. тотчас представил себе, какую пользу могли б получить чрез такой способ караваны судов, которые весьма медлительно, с чрезвычайны- ми притом издержками, тянутся с низовых стран вверх по Волге с гру- зом соли и прочих драгоценных потребностей. Вдруг пришла ему охота попытаться угадать тайну иноземного выдумщика. Для этого стоило ему только углубиться в свой предмет, придумать, сообразить и – тайна открылась. Он показывал нам чертеж, по которому, приправив несколько колес, в судне можно и с грузом идти против воды. Чем быстрее стремление реки к низу, тем скорее судно движется вверх. При этом нужно только иметь особую небольшую лодку, на которой бы завозить якорь с канатом вперед. Склонность ржевских жителей к механике открывается почти на всяком шагу: она подтверждается множеством мельниц в городе и окрестностях, а особливо примечательнейшею на Волге. Вспомним здесь, кстати, что славный русский механик Сабакин,   5 посыланный 5 Сабакин Лев Федорович (1746 или 1745–1813), механик. С 1776 г. жил в Твери, выполняя обязанности губернского механика. По повелению импе- ратрицы Екатерины II дважды побывал в Англии, встречался с Дж. Уаттом, Ф едор Н иколаеви ч Г линка . 1811

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1