Тверь в записках путешественников XVI-XIX веков

179 Не читав ни Созерцания природы , ни Астрономической Богословии Дергама, ни Разговоров Фонтенеля о множестве миров ,   10 он помнил только затверженный им в псалтыре (по которому отец учил его грамоте) прекрасный псалом: небеса поведают славу Божию !   11 – и душа его влеклась к созерцанию небес. – Часто, про- буждаясь с зарею утреннею, спешил он в поля; несколько минут лю- бовался рассветом или борением света со тьмою и наконец восхищался великолепием восходящего солнца, которое, по словам псаломника, «яко жених исходяй от чертога своего». Там, припоминая далее слова псалма: «от края небес исход его, и сретение его до края небес», он прилежно следовал любопытным взором за лучезарным светилом, ве- личественно протекавшим по голубой тверди. И когда блеск последних лучей угасал на западе, с другой стороны взорам его представлялось новое, не менее величественное зрелище: луна в незыблемом мерцании своем. Он дивился чудесным изменениям ее вида, напечатлевая их в памяти своей живо и неизгладимо. Иногда, в тишине летних ночей, с высоких берегов Волги смотрел он на прочие звезды и видел, что они также восходят и заходят. И часто, очаровываясь великолепием ночного неба, когда тысячи светил, как будто зажигаясь одни после других, сверкают на синем своде, он восклицал в полноте сердечных чувств: «Небеса поведают славу Божию!» Созерцая в небе всеобщий неизменный порядок, которого ни бури, возмущающие воздух, ни громы, потрясающие твердь, нимало не на- рушают, он понял, что удивлявшее его некогда правильное движение нескольких стрелок в малых часах его отца есть не что иное, как самое слабое подражание всеобщему движению в огромном строении природы. Высокий дух его, обтекая горние пределы, убеждался по- всюду, что всякий наблюдатель природы должен, как она, соблюдать во всем постепенность и порядок. Таким образом, начал он свое уче- ние не по рисованным глобусам и печатным книгам, но по огромной книге Природы. Оттого-то, бывало, на вопрос, где он учился, – от- вечал обыкновенно, шутя: в лесах ! Итак, леса были его училищем, а природа наставницею. 10 Речь идет о книгах: «Естественная богословия, или Доказательства бытия и свойств Божиих, почерпнутое из дел творения. Сочинено на английском языке Вильгельмом Дергамом. С французского на российский язык переведено и издано трудами Михайла Завьялова» (2 ч. М., 1784), «Сокращение нрав- ственной Дергамовой физики и астрономии. Перевел Иван Мочулский» (М., 1797), а также о книге Бернара Фонтенеля «Беседы о множестве миров», имевшей много изданий. 11 Псалом 18:1. Ф едор Н иколаеви ч Г линка . 1811

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1