Тверь в записках путешественников XVI-XIX веков

180 Т верская земля в первой половине девя тнадцатого века П о смерти трудолюбивого отца братья Волосковы, каждый с се- мейством в особенном доме, стали жить своими трудами; но души их не разделялись: они связаны были сладчайшими узами родства и дружбы. Братья сии примерным согласием оправдывали и выра- жение древнего мудреца Плутарха, что брат есть друг, данный нам природою; и русскую пословицу: любовь братская лучше каменных стен. В то время почти все ржевские жители ослеплены были ересь- ми разных расколов.   12 Оба Волосковы прилепились также к расколу. Но заблуждение здравых умов непродолжительно: вскоре обратились они к общему исповеданию веры.   13 Горя усердием к Богу, озарив- шему их лучом истины, оба братья-друзья совокупным иждивением выстроили и украсили церковь во Ржеве. Но не ограничась сею ма- лейшею жертвою Богу, они старались сооружать ему нетленные храмы в сердцах своих сограждан. Красноречивыми убеждениями их многие из ржевских жителей отринули внушения лженаставников. В сем богоугодном подвиге наиболее участвовал Терентий Волосков, который, подражая Димитрию Ростовскому,   14 рассеивал мраки вредной ереси лучами истины и написал целые книги против раскола. – Итак, по многочисленным своим сочинениям в защиту веры и в попрание ереси Волосков по всей справедливости может почесться усерднейшим и ученым богословом . Вот еще доказательство его остроумия и редкой памяти. Будучи привержен к вере и занимаясь часто святцами, вздумал он все цер- ковные исчисления поместить на своих перстах. Давно уже известен способ посредством сжатия перстов определять число дней каждого месяца. Кампе рассказывает, что Робинзон на необитаемом острове узнавал таким образом числа. Некоторые старики по главным линиям на руке умеют определять годовые праздники; и эта рука называется философскою , или Дамаскина . Но Терентий Волосков сделал еще более: он так искусно расположил святцы по всем составам и чертам на обеих руках, что во всякое время, не запинаясь, отвечал на все 12 В XVIII в. Ржев был одним из центров раскольнического движения в Верх- нем Поволжье. 13 Великий Ломоносов в молодости своей также прилепился было к расколу; но скоро от оного отстал. Смотр<ите> Жизнь Ломоносова при сочинениях его. – Прим. Глинки. 14 Димитрий св., митрополит Ростовский (1651, близ Киева – 1709, Ростов). В 1668 г. пострижен в монашество. С 1684 г. занимался собранием, исправ- лением и изданием житий святых, или Четьих Миней. В 1702 г. назначен епископом Ростовским и Ярославским и на этом поприще стал бороться с рас- кольниками («Розыск о раскольнической Брынской вере»).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1