Тверь в записках путешественников XVI-XIX веков

187 но в западню, шаг за шагом пробирается всё далее и наконец, по- чувствовав себя стесненным, останавливается, лишается всей своей дикости и позволяет себя обуздывать часто одному ловцу. Так точно пышная Волга, уловленная и усмиренная преградами, с покорностью упадает на множество разнородных колес, и шум ее падения раз- глашается отзывами окрестных гор. В предупреждение тем, которые легко могли бы подумать, что необыкновенная плотина и мельница на Волге сооружены каким ни есть немецким или голландским ги- дравликом, я скажу, что они сделаны и содержатся не иноземным, а русским художником. – В сем огромном механическом строении, где включено почти всё, что только может быть движимо водою, примечательнее прочего пильня. Бревна толстого леса, пущенные сверху по течению реки сами собою, плывут к длинным и возвышен- ным подмосткам, устроенным по закону наклоненных плоскостей. Тут появляется человек и вонзает в бревна острые крюки, привя- занные на конце канатов, прикрепленных к сокрытым в мельнице колесам. Таким образом захваченное, как будто на уду, бревно само собою, увлекаясь невидимою силою, взбирается наверх в мельни- цу и ложится в предназначенное ему место, где уже ожидают его большие, утвержденные вверху и по правилам движения маятников беспрестанно качающиеся пилы. Едва успеют бревны приблизить- ся к пилам, вдруг острые зубцы с визгом и скрежетом въедаются в дерево, которое само собою более и более к ним приближается до тех пор, пока распадается на несколько равных пластов или тес- ниц, которые как вошли, так сами же собою и выходят из мельницы. Человек суеверный, увидев столь много действия, производимого столь сокровенными причинами, может подумать, что всё сие дви- жется невидимыми волжскими духами. Но кто подумает, чтоб сие многосложное и почти без посо- бия человеческого производимое движение могло восприять свое начало и тронуться с места само собою? – Верно, никто, разве вовсе бессмысленный. – Как же мог сказать Гельвеций, желавший, конечно, подновить бредни Эпикуровы, что повсеместное и беспре- рывное движение во вселенной производится только от совокупле- ния разнородных и различными, одна другой противудействующими силами одаренных тел и что движение сие могло восприять начало само от себя?.. Не дивитесь! Он был философ 18 века, – следова- тельно, мог говорить всё, что ни взбрело ему на ум. Многие, видя- щие движение, не видят движущего, а всякий уверен, что он есть. Но кто, видя творение, не видит творца, тот не только слеп, – и безумен!.. Ф едор Н иколаеви ч Г линка . 1811

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1