Тверь в записках путешественников XVI-XIX веков

197 ные камни. Мы пристали к лесистому берегу. Желая попробовать эхо, нарочно кричали мы – и голоса наши раз до шести отзывались в горах. Робкий Трифон (имя трусливого гребца) дрожал от страха: «Перестаньте кричать, господа! – говорил он, – чтоб не накликать честного леса !» Между тем звон колокола раздался за лесами, и мы прямо чрез скалы стали пробираться в ближнее селение, где останови- лись ночевать у крестьянина. Старик, хозяин наш, был гостеприимен. Пространная белая изба его тепла; а мы, продрогнув от вечерних рос и холодных волжских ту- манов, радовались такому прекрасному ночлегу. Голод заставил попро- сить ранее обыкновенного ужинать; нам подали сытные щи и жареную курицу. Заметьте, что это случилось у крестьянина и не в празднич- ный день. «Неужли, – сказали мы, – у вас и в будни жарят куриц?» – «Хвалить Бога! – отвечал старик. – Кроме постов, всегда едим с мясом; сами голоду не терпим да и проезжего гостя найдем чем попотчевать». – Генрих IV, государь, превозносимый современниками и потомством, в заботах и попечениях о благе народа говорил: «Я тогда почту французов счастливыми, когда каждый поселянин в состоянии будет варить курицу по воскресным дням». Так говорил он о фран- цузах; а русский приволжский крестьянин, который не по одним вос- кресеньям, но каждый божий день ест сытные щи с мясом, кем может почесться за несчастного? Разве одними клевещущими на нас ино- племенниками. Сверх того у сих крестьян есть обыкновение достойное украшать не только их избы, но и великолепнейшие чертоги. Оно со- стоит в свободе, которую отцы дают детям своим в рассуждении бра- ков. – Войдя в избу, мы застали всё семейство в трудах. Между прочим старшая из дочерей, белокурая, стройная девица, сидела за кружевной подушкой и плела кружева. «Для кого это рукоделье? – спросили мы. – Не на продажу ли?» – «Случается иногда и продавать, а более для своих нарядов: у молодой девицы от безделья руки млеют; труд – забава, им-то и время коротать». Так говорил старик хозяин. «А кото- рый год твоей дочери?» – «Есть лет около двадцати». – «И она еще не замужем?» – «Еще Бог не послал жениха по сердцу», – отвечал старик. «Да разве у вас выдают замуж девиц по согласию!» – «А как же бы и не так: любовь согласье водит ». – «Ну, если в дочь твою влюбится бедный, безродный сирота?» – «Что ж за беда! Коли он ей по сердцу, так и Боже благослови: в добрый час, веселым пирком да и за свадебку!» – «И ты не помешаешь ей выйти за бедного?» – «Сохрани меня от этого Господь! Я не захочу принять на свою душу смертного греха; да зачем и мешать? Мне ин вчуже любо смотреть, как девица с милым идет! Барин! – продолжал старик. – Обычай не клетка, не переставишь; а душа с душой слюбится, что склеится… Ф едор Н иколаеви ч Г линка . 1811

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1