Тверь в записках путешественников XVI-XIX веков

210 Т верская земля в первой половине девя тнадцатого века П ротивень Еще с утра мрачные ненастные облака сгущались и покрывали небо; наконец пошел проливной холодный дождь. Один из наших греб- цов явился в трактир, где мы остановились, с известием, что на реке поднялся сильный противень . Однако ж мы, несмотря ни на что, решились плыть, распустив над головами дорожный зонтик. Противень на Волге есть то же, что буря на море. Осенний ветер завыл навстречу нам. Река шумела, и пена оснежала берега. Черные волны поднялись грядами; девятый вал , выше всех прочих, наступал грозно на легкую нашу ладью. Дождь, шумевший из об- лаков, сливался с брызгами разъяренных волн, и весь воздух пре- вратился в холодную влагу. По причине противного ветра мы не могли уплыть в целые три часа более осьми верст. Наконец, прозябнув от непогоды, принуждены были зайти обогреться в село Спас.   35 – Подле этого села, в крутом береге, размытом водою, видно много гробов, костей и разбросанных черепов. Печальный вид бренности человеческой, мрачное небо, стон сетующей природы – всё поселяло в нас какой-то невольный трепет и погружало в размышление. Может быть, некоторые из сих голов наполнены были умом острым и здравым: иные обширною памятью, поглотившей всё, что называется учением; другие вмещали в себе пла- менное воображение, которое в смелых порывах своих обтекало вселен- ную. Теперь сии самые головы, разметанные бурею, валяются между камнями и раковинами без всякого призрения. – Благочестивые жи- тели села Спаса должны б засыпать землею сии разрушенные могилы, да с миром истлевают остатки человечества!.. Древние, а особливо греки, отменно уважали погребальный обряд: у них меньше значило лишение жизни, нежели погребения. Как разительна мысль о смерти! Но, по словам Юнга, она ис- чезает в уме нашем скорее, чем след бегущего корабля на море или парящего орла в воздухе. – Смерть, как говорит Монтань, каждого из нас держит за ворот . И мы не видим ее! И богач, сидящий на мши- 35 С. Верхний Спас (Спасское, Маютино), в селе деревянная церковь Спаса Нерукотворного образа с приделом свт. Николая, перенесена в 1779 г. из с. Нижний Спас, в 1785 г. возобновлена на каменном фундаменте на средства поручика лейб-гвардии Николая Никитича Лопухина, уничтожена в 1930-е гг. Приписана к с. Юрьевскому. См.: Тверская деревня. Старицкий район: энци- клопедия российских деревень. Старица, 2007; Духовенство и приходы города Старицы и Старицкого уезда. 1828 год: Клировые ведомости / ред. Т. Г. Леон- тьева. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009; Добровольский. С. 518; Справочная книга по Тверской епархии. Тверь, 1914.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1