Тверь в записках путешественников XVI-XIX веков

257 Ф едор Г ригорьеви ч С олнцев . 1830- е Этот головной убор, по-видимому, заимствован от татар или, по край- ней мере, был у них в употреблении. По свидетельству Плано Карпина, «татарки носили на голове нечто круглое, сделанное из ивы или дре- весной коры; этот убор покрывался клеенкой красного цвета».   5 Брёйн в путешествии своем по России говорит, что головной убор у астрахан- ских татарок остроконечный, похожий на митру, весь покрыт червон- цами, а по краям унизан жемчугом в несколько снизок, который висит наподобие плетешков. Убор этот и часть туловища татарки покрыва- ют тонкою белою тканью.   6 Подобная наметка у русских называется фатою , иногда флерами , как, напр<имер>, в Твери, № 34. Кокошник служит символом замужства; в деревнях после венча- ния, доныне еще, завив новобрачной волосы в две косы, надевают на нее кокошник с приговором: «вот тебе кокуй, с ним и ликуй!» В других губерниях вместо кокошника носят кики или кички , которые по большей части имеют вид открытой короны, испещренной спереди золотыми позументами, жемчугом или бисером и драгоцен- ными каменьями, см. № 28 и 30. Подобный головной убор носи- ли русские царицы. В описи казны царицы Евдокии Лукьяновны   7 встречается: «кика отлас червчат, на нем запоны золоты с каменьем с алмазы и с яхонты и с изумруды, а поднизи зерна гурмыцкие на золотых спиях, назади бархат черный. 7128 <1620> г. ноября в 3 день сию кику пожаловал дщери своей царевне великой княжне 5 Собрание путешествий к татарам в XIII, XIV и XV столет<иях>. СПб., 1825, в 4. – Прим. автора. Историческое сочинение Иоанна де Плано-Карпини, которого папа Инно- кентий IV посылал к татарам в 1246 году // Собрание путешествий к татарам и другим восточным народам в XIII, XIV и XV столетиях / сост. Д. Языков. СПб.: Тип. Департамента народного просвещения, 1825. Джованни Плано Кар- пини (Иоанн из Пьян дель Карпине, ок. 1182–1252), итальянский франциска- нец, первым из европейцев посетил Монгольскую империю и оставил описание своего путешествия. 6 Voyages de Cornelius Le Brun par la Moscovie on Perse et aux Indes orientales, Amsterd<am>. 2 t. 1718, in-f. – Прим. автора . Корнелис де Брюйн (1652–1727), голландский художник и писатель, описал два своих путешествия на Восток в книгах с собственными рисунками, в которых запечатлел одежду, праздники, свадьбы, питание, средства пере- движения: «Reizen van Cornelis de Bruyn door de vermaardste Deelen van Klein Asia» (Путешествие Корнелиса де Брюйна в Малую Азию, 1698) и «Reizen over Moskovie, door Persie en Indie» (Путешествие через Московию в Персию и Индию, 1711). 7 Евдокия Лукьяновна (1608–1645), вторая жена царя Михаила Федоровича (1626), мать царя Алексея Михайловича.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1