Тверь в записках путешественников XVI-XIX веков
277 Невского, 35 – я также, как всегдашняя жительница петербургская, ни- когда не видала женских монастырей. Ольга Дмитриевна очень любит их, и потому нам всем очень любопытно было зайти и к игуменье, и в монастырь. В первой мы нашли очень добрую и умную женщи- ну, которая, как приветливая хозяйка, показала нам всё достойное любопытства в монастыре ее. В соборной церкви мы молились чудот- ворному образу Тихвинской Божьей Матери, 36 привезенному сюда более 140 лет тому назад монахинею Еленою Ростопчиною. 37 Сюда бывают летом крестные ходы из Твери, и образ в процессии уно- сится в город и потом в другой монастырь, верстах в 4-х лежащий от Рождественского и называемый Желтиковым , где почивают мощи св. Арсения. 38 На эту духовную процессию съезжаются богомольцы не только из окрестностей Твери, но даже из Новгорода и Пскова. Не более как в полуверсте от монастыря Рождественского на берегах той же реки Тьмаки мы видели одно из лучших мест в Твери – Трисвятское . 39 Это местопребывание тверских архиере- ев, с прекрасным садом, который имеет в окружности не менее трех верст. Архиерейский дом и монастырь Рождественский стоят на воз- вышении и оттого окружены прекрасными видами во все стороны. Несмотря на то что на месте Трисвятского был уже в начале XVII-го века монастырь, разоренный потом литовцами, 40 – в саду здешнем 35 Cвято-Троицкая Александро-Невская лавра, общежительный мужской монастырь Санкт-Петербургской епархии, основан в 1710 г. 36 Тихвинская икона Божией Матери почитается Русской православной цер- ковью как чудотворная; написана, по преданию, евангелистом Лукой; иконогра- фический подтип образа Одигитрии (Путеводительницы). 37 Образ Тихвинской Божией Матери привезла в монастырь Елена Григо- рьевна Ростопчина около 1703 г. ( Боголюбов Н. П. Волга от Твери до Астра- хани / Общество «Самолет». СПб.: Тип. Гогенфельда и К о , 1862). 38 Святитель Арсений (?–1409), епископ Тверской, чудотворец, основатель Желтикова Успенского монастыря (1394); погребен в соборной церкви, мощи обретены в 1483 г., канонизирован в 1547 г. 39 Трехсвятское было резиденцией тверских архиереев до середины XIX в. См. о нем в тексте Глинки. Ср. также очерк М. Е. Салтыкова-Щедрина «Наш губернский день» (М. Е. Салтыков-Щедрин. Тверские страницы жизни / ред. Е. Н. Строганова. Тверь, 1996. С. 38). Но Ишимова соединяет в одно Трех- святское и Архиерейскую дачу, которая находится действительно на неболь- шом расстоянии от Христорождественского монастыря (остатки парка и каскад прудов вокруг современного Дворца детей и молодежи, просп. Дарвина, 3). 40 Спас Высокий, или Спасский Загородный Трехсвятский мужской мона- стырь впервые упоминается в 1361 г., в начале XVII в. был разорен и опустел, в 1744–1752 гг. были построены деревянные на каменном фундаменте кельи А лександра О сиповна И шимова . 1844
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1