Тверь в записках путешественников XVI-XIX веков

278 Т верская земля в первой половине девя тнадцатого века уничтожены еще недавно знаменитым проповедником архиеписко- пом Тверским Амвросием 41 , скончавшимся от холеры в 1831 году, празднества в честь славянского языческого бога Ярила , или Ярула . 42 Не знаю наверное, но кажется, славянский Ярила значит то же самое, что в греческой мифологии Эрот . Праздник состоял в том, что вы- бирали одного человека, украшали его разными цветами, лентами и ко- локольчиками, надевали ему на голову высокой колпак, также обвитый лентами, и возили с плясками по саду Трисвятскому и по берегам маленькой протекающей в нем речки Лазури. Теперь же, во время праздников Яриле, которые начинались с первого воскресения после Петрова дня, 43 тверские мещане пляшут свою любимую бланжу просто на улицах, в самом городе. Я думаю, что этот праздник очень походит на тот, какой у наших петербургских мещан отправляется в первый четверг после Вознесения в Ямской и называется семиком . 44 Ты не можешь пожаловаться, милая сестрица, на краткость за- писок твоей путешественницы. Я думаю, ты не ожидала, чтобы я так подробно описывала тебе всё, что встречается нам на дороге; но не могу выразить тебе, как увлекательна для меня эта новость предметов и впечатлений и как хочется мне передать тебе всё, что так приятно поражает меня. Если бы можно было, то я останавливалась и церковь св. Троицы; обращен в архиерейский дом в 1763 г., когда при пожаре Твери сгорела епископская резиденция на территории кремля ( Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных мона- стырях в Российской империи. СПб., 1892. Т. II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов). 41 Амвросий (в миру А. И. Протасов; 1762–1831), архиепископ Твер- ской и Кашинский (1826). Однако вряд ли эта информация точна, поскольку трудно предположить, что архиепископ Арсений III (Верещагин, 1775–1783, † 23.12.1799), который первым начал жить в Трехсвятском архиерейском доме, и последовавшие за ним иерархи терпели бы языческие обряды около места своего обитания. 42 Ярило, Ярила – восточнославянский мифологический и ритуальный персо- наж, связанный с идеей плодородия, сексуальной мощи. 43 Петров день, праздник первоверховных апп. Петра и Павла (12 июля), совпал по времени с языческим праздником солнца, связанным с божествами Сварогом, Дажьбогом, Хорсом и эротическими ритуалами Ярилы; некоторые древние суеверия, ритуально празднуемые в этот день, сохранялись вплоть до XIX в. 44 Ошибка Ишимовой: семик (зеленая неделя, русалочья неделя, руса- лии) – праздник весенне-летнего календарного периода, отмечается в четверг перед Троицей (седьмой четверг после Пасхи), знаменует окончание весны и начало лета.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1