Тверь в записках путешественников XVI-XIX веков

330 Т верская земля в первой половине девя тнадцатого века мало, дырявые вы мешки этакие! Молодость только жаль загубить: вам бы порку да порку – как рукой бы сняло… Смотри ж ты у меня, парень: вот те Бог, а вот те и мое слово. Мало то есть мальски замечу я за тобой неподобные шалости да запущение дел, да такое еще что- нибудь – ну так уж, брат, ты на меня не пеняй: уж тогда ты лучше сам выкопай себе яму, да и ложись в землю… Слышал? Помни это! Ступай же пока… мальчишка, щенок! Я в это время успел осмотреть залу; она была обставлена ста- ринною дедовскою мебелью; богатые зеркала висели в раззолоченных рамах, обвернутых кисеей; чьи-то портреты, так же изукрашенные, тоже были укутаны кисеей; огромные часы в ящике старинного фа- сона отбивали погребальные четверти; в переднем углу стояла кивота с множеством образов в золотых окладах. Вскоре дверь из соседней комнаты растворилась, и тучный хозяин, провожая племянника, сказал: до свиданья. Здесь нет обычая представлять посетителей, как говорится «с ветра», хозяйкам дома; подобная честь делается только тому, кто прямо принадлежит к купеческому кругу: исключения составляют только те лица, перед которыми торгующее сословие принуждено за- искивать благорасположения. Новоторжские горожане живут весьма сосредоточенно и не развле- кают себя постоянно большим обществом: и занятия и заботы только о себе не вселяют в них охоты сбираться на обычные у нас беседы и ве- чера. Здесь каждый хозяин строит дом только про себя; нижний этаж занимает он с женой и с сыновьями; в верхнем отделяется часть для по- мещения дочерей. Но главное назначение верхнего этажа то, что здесь «парадные комнаты», великолепно, на старинный манер, убранные. Весьма часто зажиточный новотор, у которого денег куры не клюют и огромные сундуки полны серебра и золота, у которого несколько лет гниют целые ящики белья, а в холодном месте сохраняется бездна платья из драгоценных мехов, ходит дома и в должность в засаленном длинном сюртуке, зимой надевает заячью или волчью шубу и только на время катанья да в Божий храм еще накидывает себе на плеча со- боля или енота. Здешние горожане, как кажется, не считают нужным дельное, хорошее теоретическое образование для своих сыновей, «а храни Бог для дочери: знает грамоте – и довольно! А то куда, да и к чему знать по-французски, али что другое. Слава Богу: наши и отцы да и деды потому ж прожили себе, в добрый час будь сказано, счастливейшим то есть образом и без французского языка и без историй. Ну, другое дело , отчего дитяти не знать кадрили или там вальцов, что ли? Пускай ее тешится на здоровье!»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1