Тверь в записках путешественников XVI-XIX веков

338 Т верская земля в первой половине девя тнадцатого века золотое шитье и драгоценные камни отражали тысячи лучей на уборах дам – и ни одного немецкого костюма! Причиною скопления публики была купеческая свадьба в довольно зажиточном семействе. Жених был одет просто – в сюртуке до пят. Кроме огромных брильянтов на манишке и толстого золотого каната у часов, на нем ни- чего не было ни излишнего, ни блестящего: даже сапоги были тусклы и выражение лица сумрачно. Но невеста была настоящий херувимчик в сарафане. Сарафан этот из белого глазета был обшит золотым кружевом превосходной отдел- ки. Роскошная грудь красавицы украшена гигантским алмазом; на шее ожерелье в несколько рядов из самых крупных бурмитских зерен. 27 Башмаки невесты белые атласные, вышитые золотом: мне показалось даже, что в серединках узорных цветов и около носка было вделано несколько мелких брильянтов. Волосы новобрачной были тщательно подобраны под легонькую шапочку, осыпанную около лба в несколько рядов драгоценными каменьями; а сверх шапочки был надет венец. Его белая глазетная материя едва-едва пробивалась сквозь тучу жем- чуга, которым весь убор был осыпан. Конец у венца был украшен трехконечным бантом из златокованой ленты, которая двумя широки- ми лопастями спускалась по спине далеко вниз. Сарафаны у прочих лиц женского пола были разнообразные, бар- хатные, самых ярких цветов: серизовые, малиновые, голубые; тело- греи, поражавшие взоры постороннего своею изысканностью, были глазетовые, парчовые, из золотого штофа, с миллионами сборок около поясочка. Воротники этих телогрей, довольно непослушные, никак не укладывались ровно по плечам, а всё топырились кверху, как бы гордясь бесчисленными золотыми узорами и позументами, которыми обшила их искусная рука портнихи. Чтоб составить себе идею о ро- скоши всех этих нарядов, довольно заметить, что работа косыночки, которою была обвязана голова одной присутствовавшей тут пожилой купчихи, стоила 250 рублей серебром, не включая в итог этой суммы цены огромного изумрудного фермуара, 28 который, Бог знает для чего, был сюда нашпилен. Нельзя, однако ж, скрыть, что и в этом обществе приходится иногда слышать фразы, составленные по неизвестной еще грамматике и с ку- древатыми украшениями, которые вовсе не могут льстить ничьему вкусу. 27 Бурмитские зерна – поддельные жемчужины из стекла, покрытого жемчуж- ной эссенцией; в переносном смысле – очень крупные жемчужины ( Власов В. Г . Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. Т. 2. С. 359). 28 Фермуар – нарядная застежка на ожерелье ( Власов В. Г . Новый энцикло- педический словарь изобразительного искусства. Т. 10. С. 69).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1