Тверь в записках путешественников XVI-XIX веков

361 кие, дома для помещения директора и машинистов, длинные корпуса для рабочих и прочее. Хозяева, как говорят, хотят провести железную дорогу от фабрики до соединения с Николаевской. Фабрика заложена в 1853 г. и теперь уже действует, хотя еще не полными силами. Такое мануфактурное заведение сущее благодеяние для тверского края, где так много готовых рук и так мало работы. Устье Тьмаки, в берегах которой видны следы каких-то водных сооружений, теперь запущен- ных, очень удобно для стройки и починки судов, надобно только при- ложить уменье и капитал. Компания пароходства «Самолет» 18 торгует это место у города и хочет устроить безопасную гавань для своих пароходов. Говорят, что тверское городское общество находит какие- то препятствия этому полезному делу. 19 Жаль! Если это предприятие 18 Пароходное общество пассажирских перевозок «Самолет» было учреждено в 1853 г., правление в Петербурге. Его основатели В. А. Глазенап и Адлерскрон предполагали соединить Николаевскую железную дорогу при пересечении ее с Волгой в Твери пароходным сообщением с Ярославлем и прилегающими райо- нами. На Волге были устроены пароходные пристани в Твери, Корчеве, Угличе, Рыбинске и Ярославле. Первые три колесные парохода «Тверь», «Рыбинск» и «Ярославль» были куплены в 1853 г. в Бельгии; регулярное пассажирское сообщение от Твери до Ярославля открылось в 1854 г. В 1856 г. пассажир- ское сообщение было продлено до Нижнего Новгорода (в 1857 г. до Казани, в 1858 г. по Каме до Перми). К концу 1850-х гг. общество «Самолет» владело 21 пароходом. 19 Теперь уж это дело кончено. В 131 № «Московских ведомостей» 1857 г. я прочел следующее известие из Твери от 14 октября: «На днях жители города Твери присутствовали при освящении вновь устроенной обществом £ Самолет“ пароходной гавани, и при нас были введены в несколько часов семь пароходов того общества, которые по спуске искусственно поднятой воды остались на суше на нарочно устроенных платформах на несколько аршин выше настоящего гори- зонта Волги. Это простое, но практически придуманное устройство дает воз- можность ежегодно после навигации осматривать подводные части пароходов, исправлять и красить их, что, как известно, для сохранения железных судов необходимо, и всё это делается в несколько часов, без издержек, а что еще важнее – без ломки этих весьма легко построенных пароходов. Гавань, постро- енная обществом, возникла в глазах наших в несколько месяцев и в настоящее время окончена для помещения в ней семи пароходов; как слышно, она стоила обществу значительных издержек, но зато пароходы его, составляющие весь капитал общества, совершенно обеспечены от случайностей внезапного вскры- тия реки зимою, как то случилось в декабре прошлого года, и от ежегодного весеннего разлива реки и ледохода, часто весьма опасных для зимующих судов. Этот док вырыт в горе близ устья Тьмаки и обнесен земляным валом вышиною более шести сажен, то есть выше самых весенних вод. Строители воспользова- лись весьма искусно небольшим притоком вод речки Тьмаки и наполняют ею гавань до необходимой высоты посредством весьма простой шлюзной системы. А лександр Н иколаеви ч О стровский . 1856

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1