Тверь в записках путешественников XVI-XIX веков

362 Т верская земля в первой половине девя тнадцатого века удастся компании, то при настоящем упадке судостроения в Твери много народу будет кормиться от этой работы. II. В есенний караван Через несколько дней после полного разлива Волга значительно сбыла, но зато воды ее ожили. У пароходной пристани стояли рядом три парохода, чистенькие, как будто только вчера сделанные: «Тверь», «Рыбинск» и «Ярославль» (общества «Самолет»); 20 противополож- Гг. директоры общества выговорили себе право увеличить со временем гавань эту до таких размеров, чтобы в ней могло поместиться до сорока судов, и тогда не только извлекут из этого значительный доход для общества, но окажут благо- деяние тем судохозяевам, которые до сего не знали, где и как спасаться от льда. Утешительно видеть, как наша Тверь ежедневно более и более принимает вид благоустроенного портового города, имея свои верфи, где строятся железные пароходы. Разукрашенные разноцветными флагами пароходы и щегольски одетые в форменную одежду капитаны и экипаж пароходов оживляли в продол- жение целого дня местность около новой гавани; а рабочие, строившие гавань, вместе с матросами пировали чинно за сытным обедом и за неизбежною чаркою прославляли щедрость строителей, радуясь о благополучно оконченной навига- ции». – Прим. Островского . Тверские судоремонтные мастерские Тверского порта основаны в 1855 г. пароходным обществом «Самолет» в устье Тьмаки, на ее левом берегу. В 1855– 1857 гг. на средства общества сооружена Тверская искусственная гавань с 2 кот- лованами («ковшами»), стапелями и соединительным каналом (общая площадь св. 7 тыс. кв. м). Гавань была обнесена земляным валом высотой до 12 м, при входе в ковш устроена шлюзовая перемычка 13 м, по левому берегу Тьмаки построены 3 деревянные платформы для ремонта и осмотра корпусов судов, в устье Тьмаки – деревянный шлюз шириной 13,16 м, позволявший поднимать уровень воды в реке на 2,9 м, ставить суда на платформы, заводить их в ковши на стапеля. В 213 м от нижнего шлюза вверх по Тьмаке была сооружена так называемая Никольская перемычка (полушлюз), при помощи которой созда- вался подпор воды, дававший возможность осенью заводить суда для специ- ального ремонта на площадки, находившиеся по обоим берегам Тьмаки выше перемычки. В ковши и на платформы ставились только металлические суда и пароходы, за перемычкой – деревянные унжаки, тихвинки, соминки, третники и другие суда. Сборка и ремонт пароходов общества «Самолет» и других вла- дельцев производился до 1900 г., когда арочный мост через Волгу затруднил проход больших судов. В 1968 г. мастерские в устье Тьмаки ликвидированы. 20 Ср. дневник: 25 апреля. Середа. 10 часов утра В понедельник утром был у Колышкина. Он еще в Москве. По случаю табельного дня должностные лица были у обедни. Просидел весь день дома. Вчера поутру часов в 6 ходили смотреть, как отходят пароходы, был у Колыш- кина, он всё еще не приезжал. По случаю дурной погоды просидел вечер дома. Сегодня еду опять к Колышкину. Что-то бог даст?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1