Тверь в записках путешественников XVI-XIX веков

363 ный берег был окаймлен новенькими барками верхнего каравана; чер- ные лодки, управляемые девятисаженными потесями , сплавлялись вниз за кладью; рыбаки причалили к берегу свои плавучие садки и торговали рыбой; перевозные лодки сновали поперек Волги. В это время главный интерес представляет Затверечье: 21 там на крутом берегу, близ каменных хлебных лавок (на которых прошло- годнее наводнение 22 ознаменовано черной чертой и оригинальной над- писью: «4 апреля 1855 года был потоп до сих пор»), как на бирже, толпятся всякого рода рабочие артели, ожидая дела. Но прежде, не- жели будем говорить о рабочих, я считаю нужным сказать несколько слов о судоходстве по Волге и о том караване, который теперь при- был в Тверь. Судоходство по Волге с притоками и по всем трем системам 23 бывает или подъемное ( взводное ) – против течения, или сплав- ное  – по течению. Подъемное судоходство производится тягою лошадей или людей; 24 а сплавляют посредством потесей и весел. Подъемом, или взводом, приходят суда в Тверь во всё продолжение навигации из всех пристаней, лежащих между Тверью и Рыбинском, а также и из Твери до Вышнего Волочка по Тверце; сплавляется же в Тверь только один караван ранней весной из верхневолжских и гжатских пристаней. Летом по причине мелководья в верхних частях Волги от Ржева до Твери могут ходить только малые, легко нагруженные суда. Всех караванов, приходящих в Тверь и отправ- ляющихся по Вышневолоцкой системе, бывает в лето три: весенний , меженный (летний) и осенний . Весенний караван, о котором мы 21 Часть города за Волгой на левом берегу Тверцы. – Прим. Островского . 22 Залиты были обе части города, лежащие за Волгой (Заволжье, Затвере- чье); часть, лежащая за Тьмакой (Затьмачье), была затоплена совершенно. Опасность угрожала даже Миллионной улице, если бы не насыпь, наскоро сделанная бывшими в то время в Твери ратниками. – Прим. Островского . Практически ежегодные затопления территории Затьмачья паводковыми водами привели к сооружению в 1866 г. по инициативе городского головы А. Ф. Головинского земляной дамбы, на которую он выделил 12 тыс. рублей. Головинский вал проходит по левому берегу Тьмаки от Беляковского пер. до ее устья и далее по правому берегу Волги (Краснофлотская наб. и ул. К. Маркса), замыкаясь на берегу Тьмаки. Высота вала 1–7 м, длина около 5 км. В память об этом на средства горожан на валу была сооружена гранитная колонна (ныне находится на берегу Тьмаки напротив церкви Покрова Богородицы), 4-гранный верх которой, увенчанный медным шаром, не сохранился. 23 Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской. – Прим. Островского . 24 Ср. материалы для словаря русского народного языка (указ. изд. С. 502). А лександр Н иколаеви ч О стровский . 1856

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1