Тверь в записках путешественников XVI-XIX веков

365 чит, по полторы сажени. Оснастка барки различна, глядя по тому, для какого судоходства она назначается: для подъемного или сплав- ного. Для подъемного ставится дерево (мачта) и навешивается губа (руль); при сплавном – то и другое снимается, а устраиваются, как мы уже сказали, полати и кладутся потеси. Барка сидит в воде, при 6–6  1 / 2  тыс. пуд. груза – 12 вершков, при 7–7  1 / 2 тыс. – 14 вершков, при грузе от 7 500 до 8 000 пуд. – 15 вершков. Барки, совершив одну путину , никогда не возвращаются, а продаются в Петербурге на дрова и отчасти на постройки. Полубарки кон- струкцией своей сходны с барками, размеры их также определены законами (Уст. пут. сооб., ст. 128). Длина не более двенадцати, а ширина четыре сажени, высота стен от одного до полуторых аршин. Грузу поднимают от 4 500 до 6 500 пудов при осадке от двенадцати до пятнадцати вершков. 28 Такое устройство судов условливается самим Вышневолоцким путем. Суда возвращаться не могут, следовательно должны сто- ить хозяину как можно дешевле. Потом в Боровицких порогах от неровности дна и от сильного волнения подвергаются переги- бу, а по мелкости фарватера не могут глубоко сидеть в воде. Всё это заставляет строить суда, во 1-х, совершенно плоскодонными, чтобы при малой осадке поднимали как можно более грузу, во 2-х, из тонко распиленного елового лесу (днище два дюйма, бока один дюйм) для гибкости, в 3-х, топорной работы для избежания лиш- них издержек. К типу вышневолоцких судов можно причислить вышневолоцкие лодки, хотя они не входят в канал Вышневолоцкий, а доходят толь- ко до Торжка и Вышнего Волочка и возвращаются назад в Тверь. Они строятся в Вышневолоцком и Осташковском уездах и в Твери. Длина от двенадцати до шестнадцати сажен, ширина четыре сажени. Вышневолоцкие лодки называются также огибежными , потому что днищевые доски выходят из подводной части, загибаются и при- крепляются к бортам. Эти лодки осмаливаются и поэтому большею частью на Волге носят название черных лодок. Управляются так же, как и барки. Грузу поднимают от четырех с половиной до семи тысяч пудов при осадке от двенадцати до пятнадцати вершков; служат до пяти лет. 29 28 В материалы для словаря русского народного языка Островский включил большую статью «Барка» (указ. изд. С. 464–466), более подробно описываю- щую устройство и части судна. 29 Ср. материалы для словаря русского народного языка (указ. изд. С. 468). А лександр Н иколаеви ч О стровский . 1856

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1