Тверь в записках путешественников XVI-XIX веков

370 Т верская земля в первой половине девя тнадцатого века На правом, высоком и крутом берегу Волги, в 30 верстах ниже Твери по московской дороге лежит село Городня. Прежде, до ли- товского разорения, это был город и назывался Вертязин. В нем было три церкви: одна каменная, бывшая соборною, построенная в XIII веке во имя Рождества Пресвятые Богородицы, существу- ет и доселе. Строение ее предание приписывает Тверскому князю Борису Александровичу. 34 и сообщили нам много хорошего о рыбной ловле. Под ногами текла Волга, синяя от пасмурной погоды и подернутая рябью, несколько рыбаков, стоя в своих маленьких, вертлявых челноках, поднимали баграми верши, сверху шли черные лодки, которые, несмотря на усилия лоцманов, прислуги, находящейся на них, прибивало береговым ветром к противоположному берегу и наконец посадило на мель. Легкая двухвесельная глинковка с простонародными пассажирами при- стала к берегу, и народ веревочкой потянулся по горе в село подкрепить себя для дальнейшего пути. За рекой зеленел поёмный луг, его замыкал высокий сосновый лес, справа и слева изгибы и плесы Волги и несколько сел по берегам. Прекрасная картина! Пришли домой, поели ухи и легли спать. Сегодня поутру занялись писаньем, пришел священник, и мы отправились в церковь. Церковь старая, с новой пристройкой. Особенно замечательны в ней царские врата, вероятно современные постройке, и подземный храм. Церковь так стара, гово- рит народ, что ушла в землю. <От сохи да от косы не будешь богат, а будешь горбат.> С. Эммаус в 16 км от Твери в сторону Москвы. Каменная церковь Вос- кресения Христова (1798) с приделами архистратига Михаила и св. пророка Илии. С XVI в. здесь находилась Спасо-Яминская (Спасо-Ямницкая) пустынь на правом берегу небольшой речки (ныне ручья) Белеутовки. Монастырь и при- легающие к нему деревни с угодьями принадлежали тверскому епископу. В Смут- ное время монастырь стал приходить в упадок. В 1628 г. в писцовых книгах была впервые отмечена Спасо-Яминская пустынь и слобода Яминково (1 двор крестьянский и 2 двора бобыльских). В 1750 г. Тверской епископ Митро- фан Слотвинский перенес монастырь на место, не подвергавшееся половодью, построил деревянную церковь и загородный дом против слободы. Поскольку евангельский Эммаус находится в 15 верстах от Иерусалима, он назвал мона- стырь и село Эммаусом. В 1763 г. Эммаус был упомянут в ревизских сказках. К концу XIX в. село представляло собой поселение (70 дворов, население 444 человека). Празицкой . Ср. в материалах для словаря русского народного языка Остров- ского: « Праздницкий , м. Прихожанин того прихода, в котором храмовый празд- ник, преимущественно хозяин дома. Праздницкий обязан принимать и угощать своих родных и знакомых до трех дней. Этот обычай ведется в деревнях по всей Великороссии, в городах и даже в Москве. – Завтра мне некогда, я празд- ницкий » (указ. изд. С. 507). 34 С. Городня расположено на месте древнерусского города Вертязина (упоми- нается с 1312). Островский останавливался в почтовой гостинице, построенной в конце XVIII в. по проекту П. Р. Никитина. Островский считал, что камен-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1