Тверь в записках путешественников XVI-XIX веков

406 Т верская земля в первой половине девя тнадцатого века Волга, затопив Заволжье, Затверечье и Затьмачье, переливалась через набережную и угрожала залить лучшую часть города, то есть Миллионную улицу, если бы не насыпь, наскоро сделанная бывшими в то время в Твери ратниками. Не знаю, как другим, а для меня кар- тина половодья не представляет ничего привлекательного. Вот хоть и теперь – огромное пространство мутной пенистой воды, взволно- ванной, или лучше сказать взъерошенной, низовым ветром, всё было озарено заходящим солнцем; но как пусто и безжизненно на всём этом безграничном пространстве. Вместо земли, которою глаз наш привык окаймлять воду, мокрые щепки и грязная пена прибоя лежали полосами по берегам, свидетельствуя о прибыли или убыли воды. Клочки сена и соломы неслись по воде, ни одно судно не оживля- ло реки, и только черные плашкоуты, приготовленные для моста, виднелись на той стороне. Как-то неприятно смотреть в половодье на воду, холодом веет от нее, и боишься встретить в бешеных волнах или полуразрушенное жилище или даже и труп… Дня два я по- святил на осмотр Твери. Дня через два, пока я ходил по городу, Волга сбыла, но зато воды ее ожили. У пароходной пристани стояли рядом три чистенькие, как будто только вчера сделанные, парохода: «Тверь», «Рыбинск» и «Ярославль» общества «Самолет», противо- положный берег был окаймлен новенькими барками верхнего карава- на, черные лодки сплавлялись вниз, управляемые девятисаженными потесями, рыбак причалил к берегу свой плавучий садок и торговал рыбой, перевозные лодки сновали поперек Волги. Теперь начались мои путешествия на тот берег. Меня особенно ин- тересовала Затверецкая сторона, там, как на бирже, толпились всякого рода судорабочие. Я взял лодку и поехал. Перевозные лодки в Твери (голенковки, или глинковки) не могут похвалиться своей прочностью; они сделаны из тонкого тесу, того и гляди что продавишь ногой (что и бывало). Да и взыскать нельзя с перевозчика; они так бедны, что даже 4 рубля серебром, обыкновенная цена за эту утлую глинков- ку, для них уж великая сумма. Около ста человек беднейших мещан занимаются перевозкой, но много ли пассажиров придется на каждо- го? Обыкновенная выручка от 15 до 20 копеек серебром на человека в день. Да и эта работа ненадолго: по сбытии воды наводятся два моста через Волгу и один через Тверцу. В межень, по недостатку работы, занимаются перевозкой не более двадцати человек, а осталь- ные или ходят на вязках вверх, или возят вниз, даже до Рыбинска, бедных пассажиров, которым дорого съехать на пароходе. Цену берут различную, глядя по тому, гресть или нет. Те, которые садятся с условием не гресть, платят около рубля полтора; но таких немного, большею частью подряжаются с условием гресть самому и тогда пла-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1