Тверь в записках путешественников XVI-XIX веков

5 Т верская земля в записках путешественников XVI–XX веков земля невиданная, необитаемая, населенная чудищами и опасной нежи- тью. Поэтому древний человек практически и не путешествовал. А уж если его заносило в чужие края, как Одиссея, он испытывал только одно стремление – домой. Чужбина не увлекала и не интересовала. Так продолжалось долгое время. Даже великое открытие далекой Америки состоялось потому, что люди искали ближней дороги в Индию. Человек традиционной культуры почти ничего и не видел в чуждой ему культуре. Всё казалось дико, не по-нашему, всё – с песьими головами. Настоящее открытие путешествия в современном понимании состоя- лось тогда, когда мир традиционной культуры начал разрушаться, когда стало возникать представление о единстве человеческой культуры в ее разнообразии, то есть представление о том, что теперь принято называть альтеричностью. Но сперва человек увидел только крупные предметы (как носорог видит только движущиеся объекты), только чужие нации и народности, то есть почти так, как и человек традиционной культуры, видевший во всём чужом людей с песьими головами. Поэтому видели только пу- тешествующие иностранцы. Ездившие же неиностранцы просто ничего не видели и не замечали. Постепенно и далеко не сразу свое стали замечать и свои путеше- ственники: провинциалы – столичное, столичные жители – провин- циальное. И естественно, провинциалы казались столичным штучкам такими уродами, что люди-то с песьими головами становились рядом с ними просто красавцами. И только когда человек научился видеть в другом человеке не чужого, а другого, только тогда и началось наше современное путешествие. И вот эта история превращения чужого (нежить, немец) в  другое (человек, германец), история превращения пугающего предмета в объ- ект наблюдения с целью самопознания, вот эта история и есть стержень нашего проекта. Мы взяли тверской материал потому, что по рождению и воспитанию он нам дорог и хорошо знаком. Но, в принципе, это мог быть и любой другой региональный материал. Мы, правда, смеем думать, что Тверской регион репрезентативнее прочих в силу ряда объ- ективных причин, но в той или иной степени аналогичные процессы про- исходили повсюду, и не только в России, но и за ее пределами. Несмотря на усиливающуюся вертикализацию власти, процес- сы регионализации в современной России еще не прекратились. Мо­ нокультурное пространство социалистической России так или иначе превращается в поликультурное, гетерогенное постсоветской России. Этот процесс основан на внимании к уникальности и самобытности со- ставляющих страну регионов. Осмысление уникальности и самобытности регионов осуществляет культура, в первую очередь – словесное твор- чество. Но литературные образы регионов фактически не исследованы,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1