Тверь в записках путешественников XVI-XIX веков

51 Ф ридрих Х ристиан В ебер . 1716, 1718 ца и сумки или карманы для книг, ради препровождения времени, и для съестных припасов; вверху над головою висит фонарь с вос- ковою свечою, которую зажигают с наступлением ночи. В самых санях внутри стелется постель, в которой и лежишь день и ночь во время пути, а в ногах кладутся нагретые каменные плиты или медные фляги с горячей водой, чтобы теплее было в санях; около фляг ставится ларец с вином и водкою, для предохранения этих напитков от мороза, хотя, впрочем, при всех предосторожностях, самые горячие напитки замерзают и обращаются в лед. В такой спальне едут день и ночь, не выходя из саней, разве за надобностью, тем более что по всей до- роге нет ни гостиниц, ни съестных припасов, которые бы можно было купить, кроме черствого простого хлеба и предурной водки, так что всегда следует держать при себе в санях свой холодный обед. На протяжении всей дороги находится 24 почтовые станции, или яма, как русские их называют, на расстоянии 4 или 5 миль одна от другой, и на каждой станции стоят 20 и более почтовых лошадей, содержимых особыми, приставленными для того крестьянами, кои, по- лучая ничтожные почтовые деньги с проезжающих, освобождаются от всех других повинностей и служат только для провоза проезжаю- щих. Такое удобство и дешевизна езды очень облегчают двор и купцов в их путешествиях между Петербургом, Москвою и Архангельском, которые иначе совершались бы с великими трудностями. Почтальоны имеют только один значок – изображение государственного орла, ко- торый надевают они на время дороги, ходят же они в простой крестьян- ской одежде и никаких почтовых труб или рожков не употребляют. В 1718 году верховая почта, т. е. верхом на лошади, устроена по не- мецкому образцу, и почтальоны дуют теперь в рог, как умеют, и носят серые кафтаны, на спинке которых пришит вырезанный из красно- го сукна почтовый рожок. Крестьянам, приставленным для верховой почты, вначале очень не нравилась эта игра на рожке и точно опреде- ленное время езды, и я помню еще одного такого новичка почтальо- на в Петербурге, который, со злости на такое нововведение, выпил столько водки, что тут же на месте и умер: таким образом ему лучше было умереть, чем дуть в рожок, и этим он явил образец упрямства своей нации. Возящие проезжих почтальоны, или извозчики, носят всё еще, как сказано, крестьянскую одежду и, вместо почтового рожка, очень звонко свищут губами; этим же свистом подгоняют они лошадей и поворачивают с дороги встречных проезжих. Приезжая на сле- дующую станцию, они поднимают громкий крик перед станционным домом и кричат «давай!», т. е. «давай лошадей», до тех пор, пока не запрягут новых лошадей и не поедут далее. Они гонят лошадей

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1