Тверь в записках путешественников XVI-XIX веков

89 У илья м К окс . 1778 путешественника Вильяма Кокса / пер. с англ. Е. И. Смирновой // Книги. Библиотека. История. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1993. Вып. 1. С. 24–34. Перевод выполнен по изд.: Coxe W. Traveles into Poland, Russia, Sweden and Delmark: In 5 vols. London, 1792. Vol. II, part 4: Traveles into Russia. P. 178–211. В Приложении представлены стихи тверских поэтов 1778–1779 г., написанные по поводу разных собы- тий в жизни Твери. Мы покинули Москву 14 сентября 1778 года и продолжили путешествие по слегка холмистой местности, в основном поросшей лесом, с небольшими открытыми пространствами. Мы заночева- ли в маленькой деревушке Парское,   1 как обычно, в крестьянском доме. На следующее утро сменили лошадей в Клину, расположенном на реке Сестре. Город недавно горел, и крестьяне были заняты вос- становлением своих изб. Наше особое внимание привлекла пильная яма,   2 так как они редко встречаются в этой стране. За Завидовом мы переправились через небольшую речушку   3 и вскоре достигли берегов Волги у Городни. На следующее утро выяснилось, что пружины нашего экипажа вот-вот лопнут и одно из колес в ужасном состоянии. Поэтому мы отправили экипаж медленным ходом под присмотром наших слуг, а для себя наняли местные повозки, называемые кибитками.   4 Набив 1 Не установлено. Почтовая станция находилась в д. Пешки; но поскольку Кокс ехал в собственном экипаже, он мог заночевать в другой деревне поблизости. 2 Пильная мельница строилась обычно на воде; силовой установкой в ней являлось вертикальное колесо с ящиками, в которые вода падала по желобу. Эти тяжелые деревянные конструкции двигались вверх и вниз. Для лучшего исполь- зования энергии рамы навешивались так, что во время подъема одной вторая опускалась. Бревно лежало на санях, которые двигались по неподвижным зуб- чатым полосам с помощью каната, наматывавшегося на деревянный вал с зуб- чатым колесом. Рамы имели разное число пил в зависимости от того, сколько хотели получить резов ( Фомин Ю. Лесопильное производство в России // Технологии строительства. 2005. № 6. С. 109–114). 3 Речь идет о р. Шоше. 4 Об устройстве кибитки см. в письме леди Э. Кравен (1750–1828) от 28 февраля 1786 г.: «Карету свою я оставила в Петербурге, а наняла для себя и для небольшой моей свиты несколько повозок, называемых кибитки. Они похожи на детские качалки, напереди у них сделаны окошки в кожаных зана- весках, которые отдергиваются и закрываются. Я в ней могу лежать, сидеть и спокойно спать, как дитя в пеленках, будучи защищаема подушками и одея- лами от стужи. Кибитки эти ставятся на полозки. Если ли дорога хороша, то они не тряски, и в них очень покойно и приятно ехать» ( Кравен Э. Путешествие

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1