Тверь в записках путешественников. Вып.2

О рест А дамови ч К ипренский . 1811–1812 107 Прощайте, будьте здоровы и наслаждайтесь в мирной жизни тем счастием, которого мы в городе не имеем. Есть ли у вас эстамп, гравированный Моргеном с Рафаеловой Богородицы, известной под именем Дрезденской, ибо оригинал в Дрездене? 11 – Ежели у вас есть, то советую всю срисовать Варваре Александровне, ежели нет, то пришлю вам. – Целую белую руку, которая ныне в рисовании усовершенствовалась более, хотя и в Твери хорошо рисовала, 12 и благодарю за те приятные строки, кои написа- ны под письмом вашим, Александр Михайлович, в марте м<еся>це. <…> А. М. Б акунин – О. А. К ипренскому <Начало 1814 г.> Из усадьбы Прямухино в Петербург Приятно мне было, Ор<ест> Ад<амович>, получить письмо ваше 13 и увериться из оного, что вы нас по-прежнему любите. Приятно будет иметь со временем образ собственно вашей работы украшением рская дата: Ноябрь 4. – 1811 Тверь. Атрибуция Я. В. Брука, Е. Н. Пет- ровой (Орест Кипренский: переписка, документы, свидетельства современни- ков. С. 533–554). Из дневника А. М. Бакунина: «В девятой день, кажется, после родов начал Кипренской рисовать карандашом портрет Вариньки, который не очень ему удался. Варинька еще так была слаба, что, слушая Лоди, которой разыгрался на фортепиано, сделалось ей дурно. <…> вел<икая> княг<иня> сказала Вариньке между прочим, что Кипренской в портрете ей не польстил» ( Бакунин 2. С. 87, 89). Лоди Йозеф Людвиг, клавирный виртуоз и компози- тор итальянского происхождения, числился придворным капельмейстером вели- кой княгини Екатерины Павловны (1809–1812); по его утверждению, являлся учеником Моцарта ( Дроздецкая Н. К. Музыкальная жизнь Твери и губернии. Тверь: Гид, 2008. С. 56). 11 Морген Рафаэль (1758–1833), итальянский гравер на меди, профессор Флорентийской Академии художеств. Речь идет о гравюре Моргена с «Сик- стинской мадонны» Рафаэля (1512–1513), написанной для церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце; с 1754 г. в Галерее старых мастеров в Дрездене. Поскольку русские путешественники начинали гранд-тур с Дрездена, «Сикстин- ская Мадонна» становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX в. непревзойденную известность: о ней писали Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, В. Кюхель- бекер, А. А. Бестужев, В. Ф. Одоевский, К. П. Брюллов, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский. 12 Сохранилось несколько графических работ В. А. Бакуниной и ее альбом стихотворений и рисунков (1806–1812), указывающий, по мнению Я. В. Брука и Е. Н. Петровой, на прямое следование графическим оригиналам Кипрен­ ского, а возможно, хранящий на своих страницах и наброски самого художника (РО ИРЛИ. Ф. 16. Оп. 5. Д. 55; ср. д. 58, 59, 63). 13 Ответ на письмо от 30.12.1813.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1