Тверь в записках путешественников. Вып.2

П авел И ванови ч С умароков  1838  С умароков Павел Иванович (ок. 1767 – 6.09.1846, Петербург), племянник А. П. Сумарокова, сенатор, писатель, член Академии наук. В молодости служил гвардейским офицером, потом в министерс- тве юстиции, витебский (1807–1812), новгородский (1812–1815) губернатор; сенатор и тайный советник (1821). В свое время пользо- вался довольно широкой известностью как драматург и автор путе- шествий: «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году. С историческим и топографическим описанием всех тех мест» (1800), «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду» (2 ч. 1803–1805). После ссоры с А. А. Аракчеевым Сумароков был уво- лен от должности новгородского губернатора и лишен жалованья. В 1820 г. совершил заграничное путешествие: «Прогулка за границу» (4 ч. 1821). В «Прогулке по 12-ти губерниям» отражено путешес- твие из Петербурга до Казани и обратно; мотивируя его желани- ем поклониться мощам святителя Митрофана, Сумароков выходит за рамки паломнической поездки и подробно описывает культуру губерний Центральной России, в том числе и Тверской. Текст пе- чатается по изд.: Сумароков П. И. Прогулка по 12-ти губерниям с историческими и статистическими замечаниями в 1838 году. СПб.: Тип. А. Сычева, 1839. С. 18–25, 313–316. г . В ышний В оло ч ек Вышний Волочек назывался так и в древности от переволочки, или перегрузки товаров из реки Тверцы в реку Цну. 1 Бессмертной Петр к отвращению сего неудобства склонил купца Сердюкова 2 соединить те реки каналом и пожаловал ему за то земли по берегам с исключитель- 1 О названии Вышнего Волочка см. прим. к путешествию Жуковского. 2 Сердюков Михаил Иванович (Силингинов Бароно, Имегенов Бароно; 1678– 1754), купец, гидротехник, известен развитием Вышневолоцкой водной системы. 29 июня 1719 г. царским указом получил в управление Вышневолоцкий канал и шлюзы; к 1722 г. завершил их ремонт, увеличив пропускную способность канала в два раза. На р. Цне создал искусственное водохранилище (Заводское) площадью 6 км 2 (1740–1741), что дало возможность поддерживать уровень воды в канале.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1