Тверь в записках путешественников. Вып.2
136 Т верь в записках путешественников . XVIII–XIX В стороне приметно селение, именитое в древности, теперь простая, скудная деревня Холопий городок. 39 Сюда, как объявляет нам исто- вают шелком с блестками, что у них почитается за большое щегольство. В косы вплетают на шнурках медные трубочки с привешенными около них колечками, с бумажными красными кистями. На шеях носят медные и серебряные цепочки. Сарафаны употребляют: по будням белые холстинные, а по праздникам синие крашенинные и китайчатые с кружевами и с пуговицами. Сверх того употребляют суконные зеленые и красные сукманы, обшитые около проем красным кумачом, а на груди с кистями из красной бумаги. Рукава у рубашек вышивают шелками; на руках носят по три и по четыре перстня. По зимам все генерально ходят в нагольных шубах или покрытых синею крашениною» ( Генеральное сообра- жение . С. 86). Ср. описание традиционного женского костюма Весьегонского у., сделанное И. Я. Билибиным более ста лет спустя во время этнографичес- кой экспедиции в северные губернии России: «Женский старый русский костюм сохранился до наших дней. <…> В некоторых уездах Тверской и Новгород- ской губерний еще до сего времени можно находить у крестьянок по деревням и у мещанок и купчих по городам старые наряды. Основа женской одежды – рубаха, значительно более длинная, чем мужская, спускающаяся ниже колен. Застегивается она у горла запоной, обыкновенно серебряной круглой, иногда с камнем. Рукава бывают, смотря по местности, разные, иногда длинные и узкие, а иногда короткие и широкие, собранные у локтя или ниже его. У ворота, ниже плеч, на концах рукавов и по подолу, обыкновенно бывают вышивки. В этой рубахе, без всего прочего, производятся даже иногда летние работы в жаркие дни. Сверх рубахи надевается сарафан, поддерживаемый лямками, идущими через плечи. Сарафаны бывают узко- и широколямочные. Сверх сарафана во время гуляний одевается душегрея, <…> спускающаяся несколько ниже талии и тоже на лямках. В дни более холодные вместо душегреи, которая греет, очевидно, только душу, одеваются шугаи, или коротенькие шубки с перехватом в талии с длинными узкими рукавами и бора'ми , т. е. крутыми складками сзади. Нако- нец, можно найти и шубки, спускающиеся ниже колен. Сарафаны более старые застегиваются спереди пуговицами до самого низа. Пуговицы бывают серебряные и медные, прорезные и с каменьями. В Весьегонском уезде Тверской губернии такие сарафаны называются фе ' рязями. В том же уезде, в одной волости, карелки носят такие сарафаны из темно-зеленого сукна и еще недавно, как мне говорили, сзади пришивались длинные узкие, доходящие до подола фальшивые рукава. Иногда можно найти и летники, т. е. длинные платья сарафанного покроя, но только начинающиеся от горла и с широкими, а иногда и длинными узкими рука- вами. Головных уборов было много и все они разные, смотря по местности. <…> Платки, расшитые золотом, косынки, серьги разнообразных форм и т. д. – всё это дожило до наших дней. Еще есть уголки, где в известные праздники надевают этот красивый старый наряд, когда женщина превращается в Паву-птицу…» ( Билибин И. Я. Несколько слов о русской одежде в XVI и XVII вв. // Старые годы. 1909. № 7–9. С. 454–455). Этот женский наряд воссоздан художником в рисунке для почтовой открытки «Замужняя карелка в шушуне из Весьегонского уезда Тверской губернии» (1905). См. также путешествие М. П. Погодина. 39 Холопий городок – старинное название с. Борисоглебского (Старое Холо- пье) Мологского у., где собиралась крупнейшая ярмарка России XV в. Пришел
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1