Тверь в записках путешественников. Вып.2

И ван А лексееви ч Д митриев . 1839 151 При дворе первого тверского князя Ярослава Ярославича 12 (брата св. Александра Невского) служит любезных достоинств паж , по тог- дашнему названию княжий отрок. Григорий (имя его) был укра- шен всеми дарами природы, прекрасен, разумен, добродетелен, имел чувствительное сердце и был первейшим любимцем юного своего го- сударя. Счастье во всем благоприятствовало ему: чины и богатство щедро изливались от государя, а уважение от бояр подавало лест- ную надежду вступить в знатнейшие супружества; но он наслаждался свободою – сердце его так было чисто, как лазурь светлого неба. Мысль его занималась только угождением государю, и они, как дру- зья, пребывали всегда неразлучны. Однажды Григорий поехал в село Едимоново, государем ему подаренное в 1200 году, и там потерял свободу – прекрасная поселянка, дочь едимоновского церковника персонажу – мудрой деве, как дева Феврония из «Повести о Петре и Февронии Муромских» (XVI в.). И когда появляется настоящий суженый, Ксения гово- рит Григорию: «Изыди от мене и даждь место князю своему, он бо тебе болши и жених мой, а ты был сват мой». Ксения знает о своей судьбе именно потому, что видела своего истинного жениха во сне, она знает, что только согласившись на свадьбу с Григорием, она встретит настоящего жениха. Она говорит об этом иносказаниями, и ее слова непонятны окружающим, но в контексте ее знаний ее поступки абсолютно логичны, лишены аморальности и корысти. Она следует за судьбой, а не выбирает ее, стоя со свадебной свечой в руках. Ксения знает, кого она ждет в церкви. У Дмитриева князь пользуется правом сильного, а в повести и он следует за судьбой, которую видит во сне, где любимый сокол добывает князю голубицу, сияющую красотой «паче злата» ( Лихачев Д. С . Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси. М.: Современник, 1975. С. 330–341). И хотя князь, в отличие от Ксении, не понимает свой сон, читателю ясно, что любимый сокол – это Григорий, а голубица – Ксения. Герои повести связаны с чинами свадебного обряда: жених – князь, невеста – княгиня, отрок – ложный жених, бояре – гости свадебного поезда. В повести отразилась символика сва- дебных песен с присущим им образным параллелизмом ( Ржига В. Ф . Из исто- рии повести // Известия Тверского педагогического института. Тверь, 1925. Вып. 4. С. 97–116). Сон князя становится понятен, когда сокол приводит его к церкви, где должно состояться венчание. Князь говорит отроку то, о чем его уже предупредила Ксения: «Изыди ты отсюду и изыщи ты себе иную невесту, иде же хощеши, а сия невеста бысть мне угодна, а не тебе». В повести сон видит и отрок Григорий, который основывает монастырь не только и не столько от неразделенной любви, сколько потому, что ему явля- ется во сне Богородица и говорит: «Ты же, егда вся совершиши и монастырь сей исправиши, не многое время будеши ту жити и изыдеши от жития сего к Богу». То есть свадьба князя и строительство монастыря – это Божий промысел, судьба, которую нельзя изменить. 12 Ярослав Ярославич (1230–1272), первый князь тверской (с 1247). Его вторая жена Ксения (Оксинья) считается дочерью новгородского боярина Юрия Михай- ловича. Ярослав и Ксения – благоверные владимирские и тверские князья.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1