Тверь в записках путешественников. Вып.2

158 Т верь в записках путешественников . XVIII–XIX не совсем без основания. 35 Они, по дошедшим до них преданиям, утверждают, что бревна, лежащие вокруг колодезя, куда вбирается вода при своем истоке из обширного болота, – суть остатки бывшей тут некогда часовни, 36 и в то время вода была чиста и прозрачна до такой степени, что, несмотря на значительную глубину ее, бро- шенная на дно полушка была видна весьма ясно. 37 Но когда часовня развалилась, то вода от всякой падающей в нее нечистоты испор- тилась, и теперь колодезь содержит в себе воду черную, тинистую и к употреблению негодную. То же предание говорит, что вода этого колодца почиталась лекарственною в глазных болезнях и наружных сыпях и что многие излечивались, только купаясь в ней. 38 Историческая важность Волги для Русских земель доказывается древностью и сношениями русских с тогдашними волжскими народами, невзирая на ссоры и войны. В первых веках христианства по берегам Волги основались три великие державы: сперва гунны 39 , потом ха- 35 Исток Волги в Осташковском р-не начинается у юго-западной околицы с. Волговерховье, на высоте 228 м над уровнем моря. На окраине деревни есть болотце с несколькими родниками, один из которых считается истоком Волги. Местные жители называли исток Волги Арьдан (Ирьдан, Йордан, Иордан). 36 В 1649 г. указом царя Алексея Михайловича был основан мужской Вол- говерховский Спасо-Преображенский монастырь. Он быстро запустел, в начале XVIII в. сгорел, и монахи, жившие в нем, перебрались в Нилову пустынь. Видимо, часовня над истоком Волги не была разрушена, и богомольцы и страж- дущие исцеления не забывали сюда дорогу и, как могли, поддерживали часовню, стараясь сохранить и ее развалины. В конце XIX в. поступило распоряжение восстановить часовню и возобновить пустынь, которая стала женской под назва- нием Ольгиной. В начале ХХ в. на добровольные пожертвования началось стро- ительство Спасо-Преображенского храма в с. Волговерховье. Ежегодно 29 мая в память о начале строительства Спасо-Преображенского храма проводится освящение воды истока Волги. В настоящее время вокруг родника построена часовня, к которой ведут мостки. Вода в ручейке имеет красно-черный оттенок, в засушливое лето ручей в пределах Волговерховья пересыхает. Перед часовней камень с надписью: «Путник! Обрати свой взор на Волги исток! Здесь зарожда- ется чистота и величие земли русской. Здесь истоки души народной. Храни их. Оглянись уходя». 37 В настоящее время существует обычай бросать на дно ручья монеты или перешагивать через него на счастье. 38 Вода истока Волги считается целебной. Полагают, что она обогащена мик- роорганизмами и имеет целебные свойства, в частности восстанавливает мик- рофлору кишечника. Исток Волги связывают с началом христианской истории Руси, что объясняет обряд освящения истока, чтобы Волга несла святую воду через всю русскую землю. 39 Гунны – союз племен, образовался во II–IV вв. в Приуралье из тюркоя- зычных хунну, прикочевавших во II в. из Центральной Азии, и местных угров

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1