Тверь в записках путешественников. Вып.2

И ван А лексееви ч Д митриев . 1839 181 и с этого года наместник тверский и новгородский получил звание генерал-директора водяных сообщений, которые прежде состояли в ведении местных гражданских начальств; но в 1810 году главное Управление путей сообщений из Твери переведено в С.‑Петербург. Герб Тверской губернии представляет золотую корону на зеленой по- душке в красном поле. 133 Тверь в продолжение своего существования, потерпев сильные разорения от татар, поляков и Литвы, была много раз, особенно в 15 ст<олетии>, истребляема моровою язвою, опустошаема больши- ми пожарами и голодом, а в 1570 году, от жестокого мщения Иоанна Грозного, вспомнила об ужасном 1327 годе. После краткого исторического понятия о Тверском княжении до- полним сведением о губернии с ее уездами. Гранича с Новгородскою, Ярославскою, Владимирскою, Московскою, Смоленскою и Псков­ скою губерниями, она простирается в длину более 300, а в ширину до 200 верст. 134 Составленная из 13 городов (выключая заштатный 133 В XVII в. эмблемой Твери был «стул без спинки, на нем корона». В 1666 г. по заказу царя Алексея Михайловича в Оружейной палате было изготовлено Большое Государственное гербовое знамя, на котором среди прочих помещено изображение: «престол без степени, на престоле лежит венец царский», автор «живописного дела мастер» Станислав Лопуцкий. Вместе с учениками Ивашкой Безминым и Дорошкой Ермолиным он нарисовал тверскую эмблему. В первом русском гербовнике «Титулярник» (1672) тверская эмблема описана как «стул без спинки, на нем два хлеба, сверху корона с крестом: Тверьский». Писали твер- ской герб золотописцы Оружейной палаты Григорий Благушин, Федор Лопов, Матвей Андреев. В 1667 г. место живописных дел мастера в Оружейной палате занял Данила Вухтерси; с этого времени тверская эмблема стала канонической для последующих изображений вплоть до начала XVIII в. В 1722 г. граф Фран- циск Санти стал автором нового варианта тверского герба. Изменение внешнего вида тверской эмблемы объяснялось европеизацией геральдических форм при сохранении русской идеи прежнего символа. Рисунок короны и подушки Санти взял из книги «Символы и Емблемата» (1705). Надпись под рисунком была довольно загадочная: «Прелестная вещь». В 1729 г. живописец Андрей Бара- нов представил новый рисунок герба со следующим описанием: «на серебряном стуле на зеленой подушке золотая корона, поле красное» (утвержден 8 марта 1730). В 1780 г. герб приобрел окончательный вид: «В червленом поле золотой трон; на нем царская, на зеленой подушке корона. Щит увенчан императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою». Изображение короны на эмблеме указывало на то, что великое Твер- ское княжество было равным королевствам на Западе. Считалось также, что великий князь Михаил Ярославич Тверской первым на Руси надел царский венец. Стул (трон) на эмблеме символизировал «стол, владение, княжество». 134 Современная Тверская обл. граничит с Московской, Ярославской, Вологод- ской, Новгородской, Смоленской и Псковской обл. Она протянулась на 260 км с севера на юг и на 450 км с запада на восток.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1