Тверь в записках путешественников. Вып.2

И ван А лексееви ч Д митриев . 1839 185 корелами религия есть греко-российская в северной стороне и отчас- ти лютеранская в южной. Они весьма набожны, держатся древних родовых обычаев, отличаются некоторыми патриархальными добро- детелями и рачительно упражняются в хлебопашестве и скотоводс- тве. Природный язык их финский, преимущественно простого наро- да; но не менее того господствует между ними немецкий, шведский и русский: последний, смешавшись с финским, в Олонецкой губернии составил особый язык, называемый карельским. 152 О народе карела в первый раз упоминается в наших летописях под годом 1148 с раз- личием чуди от заволочан, а из этого видно, что разница в названиях карелов состояла только в местности и в различии областей, ими тогда обитаемых. В 1227 г. князь Ярослав Всеволодович посылал крестить корелов. 153 152 Карельский язык относится к прибалтийско-финским языкам и имеет четыре диалекта: карельский (наиболее близок к финскому языку), ливвиковс- кий (совмещает основные черты карельского диалекта и ряд особенностей вепс- ского языка), людиковский (сильно выражены черты вепсского языка) и твер- ской (наиболее близок к архаичному карельскому языку до влияния вепсского языка). 153 Царь Иоанн Васильевич, воюя с Швециею, захватил в полон множество карел и поселил их в Бежецком у., где они и теперь еще, числом до 1 500 душ, языком своим отличаются от прочих жителей. Они живут близ площади, на кото- рой раскиданы десятки тысяч высоких курганов, переселены сюда, вдобавок к прежним, с границ Финляндии по воле Петра Великого. Император Павел пожаловал их в потомственное владение известному своими заслугами адмиралу И. Л. Голенищеву-Кутузову, потомки которого и ныне владеют этою коло- ниею. Говоря о карелах бежецких, нельзя оставить без внимания самого места их жительства. К 1835 г. Ф. Н. Глинка открыл здесь, в 48 верстах от Твери, глубокие следы существования какого-то неведомого народа, может быть, сов- ременного полубаснословному Одину, с непонятными для нас бесчисленными палеографическими памятниками, покрытыми куфическими надписями. Таковых курганов на пространстве, имеющем окружности не менее 50 верст, находятся десятки тысяч и расположены симметрически. Бесчисленное множество камней различных форм и обделки, частью же искрошенных как бы насильственным разрушением, разбросано на обширном пространстве. Чтобы судить об испо- линском труде неизвестного поколения, воздвигнувшего описанные памятники, и о его забытом могуществе, достаточно сказать об огромности одних курганов, которые так высоки, что местные крестьяне, говоря об них с г. Глинкою, объ- явили, что насыпать один из них (без обделки камнем), по современным ценам, стоило бы не менее 500 р. Представив теперь, что этих курганов находится здесь более 10 тыс., а обделанных и покрытых изваяниями камней бесконечно более, нельзя не заключить, что народ, произведший все сказанные работы, был народ многочисленный и, без сомнения, обитал в здешней стране долгое время, владел искусством ваяния и первых начал письменности, умел в сооружении и распо- ложении проявлять символические свои верования и понятия. Эти непонятные для нас символы оставляют нас в неведении о народе, который соорудил их;

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1