Тверь в записках путешественников. Вып.2

200 Т верь в записках путешественников . XVIII–XIX Иоанне III в 1470 г. первым из русских пустился на торговые сношения через Персию с Индией, пробравшись туда по Волге и из Астрахани и будучи дважды ограблен на пути: невзирая на эти неудачи, он три раза возил туда и провозил оттуда товары. Деятельность купечества разделяют не только мещане, занимающиеся рукодельями или хожде- нием на барках, но и женщины, простирающие летом свое домоводство и огородничество до немецкой аккуратности; зимою же они вяжут для простого народа особливым узлом шерстяные чулки и рукавицы, называемые вариги или вязеницы, 206 коих расходится в продажу по окрестным селениям и городам в значительную сумму. Заметим стран- ный обычай продажи чулков – это ночная торговля: часу с первого ночи женщины обществами до 10 и более, также и поодиночке под покровительством мужей или родственников, выносят на рынок свои рукоделья и подобные изделия на продажу купцам. Торг этот бывает зимою и продолжается обыкновенно с полуночи до заутрени; чем ранее кто придет, тем дороже продаст свой товар. 207 Один из известных Персию и Трапезунд к Черному морю и далее в Кафу (Феодосию), но до Твери не добрался и умер под Смоленском (на территории Великого княжества Литовс- кого). В 1475 г. его рукопись попала к московскому дьяку Василию Момырёву, и текст ее был внесен в Летописный свод 1489 г., продублирован в Софийской II и Львовской летописях. Более полный, но сильнее отредактированный текст входит в Троицкий сборник, который обнаружил Н. М. Карамзин в архиве Тро- ицко-Сергиевского монастыря и опубликовал отрывки в 1818 г. в примечаниях к VI тому «Истории государства Российского». Полностью сочинение опублико- вал П. М. Строев в 1821 г. в издании Софийской II летописи. 206 В словаре В. И. Даля, «Словаре русских народных говоров» (М., 1969. Вып. 4; М., 1970. Вып. 6), Тверских говорах (вып. 3) слов вариги и вязеницы в значении ‘рукавицы/варежки’ нет. Слово вязеница есть в словаре В. И. Даля в значении ‘плетеница, долгий венок, гирлянда’. В Тверских говорах наибо- лее близким к слову вариги можно считать слово вярьги , означающее вяза- ные или матерчатые рукавицы. Однако можно предположить, что Дмитриев имеет в виду не сами рукавицы, а способ их вязки. У В. И. Даля приведена загадка: «В темной темнице красны девицы без нитки, без спицы вяжут вязе- ницы». Отгадкой в данном случае являются пчелы в улье. Совершенно очевидно, что пчелы в улье делают соты, которые похожи не на варежки, а на вязанное полотно. Тем более что автор указывает на то, что тверитянки вяжут «особливым узлом». 207 Дмитриев не приводит мотивировки данного обычая. В народной традиции торговля не только прагматический, но и магический акт, чем вызваны опреде- ленные предписания и запреты на куплю-продажу. Наиболее распространенным является запрет торговать после захода солнца во избежание нанесения ущерба продавцу. С нашей точки зрения, Дмитриев неверно описывает ситуацию. Жен- щины просто ждали заутрени: «чем ранее кто придет, тем дороже продаст свой товар», то есть задача была придти как можно раньше, стать первым продавцом, а не продать ночью. Женщины считали, что, продав чулки первыми, рано утром,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1