Тверь в записках путешественников. Вып.2

И ван А лексееви ч Д митриев . 1839 201 продуктов есть чрезвычайно вкусные жемки, 208 или белые как снег крупитчатые на меду с разными пряными кореньями пряники разного вида и формы: коврижки, рыжики, стерлядки, гербовые коронки го- рода, жмых, горох, крупа и проч. 209 Непростительно не полакомиться здесь этим сладким продуктом Твери и еще грешнее не запастись им в дорогу на память или в гостинец домашним!.. Кстати заметим о пря- никах вообще: обыкновение печь их есть весьма древнее, заимствован- ное, как думает сочинитель Опыта повествования о России (стр. 17), от образа жертв, какие в древности северными славянами до принятия ими христианской веры в осеннее время приносимы были божеству их Световиду. Жрецы по совершении многих обрядов наконец жертвова- ли ему огромной величины хлебами, замешенными на меду, испечен- ными, как обыкновенные нынешние пряники. Весьма вероятно, что на их хлебах, как и на пряниках, делывались различные изображения, особливо животных, которых, может быть, они в жертвоприношении представляли. 210 они обеспечат дому достаток, что соответствует представлениям об утренней торговле как самой прибыльной. 208 Пряники, более тонкие, чем простые пряники, из менее плотного пряничного теста, вырезанные в виде различных фигур. Жемки не покрывают глазурью и оставляют белыми, матовыми, по вкусу напоминающими мятные пряники, так как изготавливают из остатков теста мятных пряников, сделанного более жидким. См.: Похлебкин В. В. Кулинарный словарь. М., 2002. 209 Коврижки – пряники с вареньем внутри, рыжики – в виде гриба, стер- лядки – в виде рыбок, гербовые коронки – в виде короны, жмых – в виде ракушек, горох – круглые, крупа – овальные. 210 В традиционной культуре пряник обладал ритуально-магической функцией и символикой, которая определялась сладостью, временем сохранности и формой изделия. Пряники активно использовались в свадебном обряде в качестве подарка или гостинца на смотринах, обручении или свадьбе. Во время свадебной церемо- нии пряник служил выкупом или платой. Пряник входил в круг символических представлений о девственности (честной невесте в рукав сорочки клали пряник). В тверской традиции известен пряник моленко , которым одаривали на второй день свадьбы. Поминальные пряники пекли для панихид и раздачи нищим. Пряники дарили на родины и крестины, приносили в дар роженице. Пряник использовался как средство увеличения плодовитости скота (архангельские козули в форме домашних животных прикреплялись к воротам скотного двора или скармливались животным). В Прощеное воскресенье пекли прощальные пряники, отличавшиеся большим размером, и просьба о прощении сопровождалась одариванием таким пряником. Существовали пряники для игр, для чего использовали мелкие печат- ные пряники, которые кидали на дальность. Побеждал тот, кто кинул пряник дальше всех и сумел сохранить его целым. Пряникам приписывались лечебные свойства. Подробнее см.: Галуева Е. С . Пряник в свадебных обрядах русских крестьян второй половины XIX – начала ХХ века // Традиционная культура. 2003. № 3. С. 34–41; Гура А. В . Из севернорусской свадебной терминологии

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1