Тверь в записках путешественников. Вып.2

И ван А лексееви ч Д митриев . 1839 203 даваемые каждому особые прозвания, в замену родового; кроме званых дней, ни одного знакомого, даже родственника не пригласят остаться обедать, хотя бы и стол при нем был накрыт: «совестно – разве ему дома есть нечего»; особенная чинность в церквах, где женщины и де- вицы стоят стройными рядами, и проч.; всё это, конечно, суть черты оригинальности и обычаев местности. Но если иногда к розе приви- вается полынь, то и к строгой нравственности может иногда привить- ся если не порок, то слабость: так назовем славное девичье гулянье за Волгою, после Петрова дня, продолжающееся недели 3 или 4 сряду. Тогда каждая молодая, в минувший мясоед вышедшая замуж, соби- рает к себе в гости прежних подружек, число которых бывает до 20, и вместе с ними, разодевшись в самые богатые уборы, прогуливается по улицам, крепостному валу и садам. Эту прекрасную линию девиц ведут две или три молодицы – им сопутствует благопристойность, тихость и учтивость!.. 213 Но взгляните на другую картину этого пре- красного девичьего гулянья вечером и даже поздно ночью, которое иногда от невинных песен, пляски и хороводов переходит в большие неприятности¾ – Те самые матери, которые не пускают своих доче- рей (девочек) в церковь – принарядят своих дочек (девушек-меща- нок) и отпустят без себя ночью в сопровождении молодых людей по- невеститься. 214 Таких гуляньев много: 1) после Вознесенья, в которое бывает крестный ход из собора в церковь Вознесения: 215 гуляют 3 или 213 То, что описывает Дмитриев, больше всего похоже на вьюнишник, обычай весеннего обрядового обхода дворов с чествованием и поздравлением молодоже- нов, вступивших в брак в течение последнего года, распространенный преиму- щественно в Среднем Поволжье. Обычай завершал длительный период пос- лесвадебных обрядов и при помощи публичного оглашения закреплял переход молодоженов в новую социальную категорию женатых хозяев. Указание даты «после Петрова дня» не совпадает с датой вьюнишных обходов, но смысл обря- дового действия безусловно связан с узакониванием нового статуса молодой жен- щины. 214 Скорее всего, речь идет о гулянии на Всесвятской неделе (первая неделя после Троицы). В этот период существовал обычай, который предписывал девушкам ходить «невеститься». Это было своего рода смотрение невест, и во время дан- ного обряда допускалось более вольное, чем в обычной жизни, взаимоотношение между полами. Девушки без родителей собирались в специально отведенном для этого месте, устраивали гуляние с песнями и плясками, а юноши выбирали себе пару. 215 Собор Вознесения Господня на пересечении Тверского просп. и Советс- кой ул. До 1612 г. на этом месте стояла деревянная церковь Вознесения, а рядом церковь Богоявления, обе они сгорели во время польско-литовской интервен- ции. В 1624 г. Вознесенская церковь была восстановлена, позднее к ней был пристроен Богоявленский придел, но и эта церковь сгорела во время сильного пожара. На этом же месте была построена каменная церковь с тем же названием

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1