Тверь в записках путешественников. Вып.2

И ван А лексееви ч Д митриев . 1839 205 недели за Тьмакою; 4) после Казанской, 8-го июля: гуляют неделю за Тверцою, около Отроча монастыря; потом две недели в мещанс- ких улицах Городской части, около Смоленского кладбища 219 (пре- жде и после 18-го июля); последнее гулянье бывает 29-го августа 220 за Тьмакою, где гуляющие прощаются друг с другом до того времени, пока на будущее время можно поневеститься. Все эти гулянья быва- ют только по ночам среди песней, которые не поются в другое время (главные из песен и Заинька , самая употребительная из них, помещены М. П. Погодиным в 35 № «Литературных прил. к Рус. Инвалиду» 1838 г.). 221 Кроме песен, гулянье составляют пляски, хороводы, горел- ки или разбежки. Замечательно, что девушек, к которым сватаются женихи, родители не пускают уже на гулянье. 222 Любимая пляска есть 219 Древнее кладбище (с нач. XVIII в.) на юго-восточной окраине Твери, на одной из «татарских горок», где ордынцы в XIII–XIV вв. пасли своих лошадей. При перепланировке Твери в 1763–1765 гг. команда П. Р. Никитина определила это кладбище как основное городское, была построена деревянная церковь. В 1784 г. взамен деревянной поставлена каменная однопрестольная церковь Смоленской иконы Божией Матери. В 1866 г. по предложению твер- ского купца Е. И. Коняева, пожелавшего передать чудотворную икону Божией Матери «Тучная гора» в Смоленскую церковь с целью большей доступности для страждущих тверичей, был устроен придел этой иконы. В 1903 г. по про- екту арх. В. И. Назарина Смоленская церковь расширена с северной стороны, что увеличило ее вместимость. В конце XIX в. на севере кладбища были устроены Святые ворота ( Тверь 100 . 1, 59). За все годы существования кладбище несколько раз расширялось (особенно в 1873 и 1916 г.). На Смо- ленском кладбище было уникальное собрание памятников: гробницы, фамиль- ные склепы. 19 августа 1931 г. горсовет Твери закрыл кладбище «в целях оздоровления и санитарного благоустройства города». В 1952 г. на территории кладбища была построена школа № 22 (Смоленский пер., 10). В настоящее время от Смоленского кладбища осталась часть за Вагжановским (Архангель- ским) пер. с захоронениями партизан и воинов, погибших в 1941 г. в боях за город. 220 Гуляние устраивали в день перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа. В народной традиции праздник называется Третий Спас, Спас на холстах, Спас на полотне, Хол- щовый спас; Орешный Спас, Ореховый Спас, Хлебный Спас. В большинстве сел России в этот день не проходили большие праздники, поскольку начина- лась подготовка к завершению летних полевых работ до наступления дождей, но в городах с этого дня устраивают гулянья. 221 Погодин М. Н . Путевые заметки // Литературное прибавление к Русс- кому инвалиду. 1838. 27 августа. № 35. С. 681–687. Приведены тексты песен из Тверской губ. 222 В русской традиции довольно устойчив запрет не пускать сосватанную девушку на гулянья, но пока согласие на брак не дано, общество осуждает роди- телей, запрещающих девушке без уважительной причины посещать гулянья.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1