Тверь в записках путешественников. Вып.2

212 Т верь в записках путешественников . XVIII–XIX препровождалась обратно в Рождественский монастырь с полною ду- ховною церемониею. Так продолжалось лет 30-ть; ныне же для боль- шего удобства в отправлении процессий икону Тихвинской Богоматери относят обратно из Твери в Рождественский монастырь в самый день крестного хода в Желтиков, куда на эту процессию сбираются бого- мольцы издалека, даже из Новгорода Великого. Ниже Рождественского, по Тьмаке находились монастыри Никитский и Святых Отец иже в Никее, 240 опустошенные литовцами в конце 16-го столетия. Недалеко от Рождественского, при той реке Тьмаке на полверсте от города, Тресвятское, или Трисвятское, загородный архиерейский дом преосвященных Тверских, весьма красивый, с регулярным садом, в окружности более трех верст. На этом месте также был Тресвятский мужеский монастырь, о котором упоминается в архивских бумагах в начале 17-го столетия, запустевший литовским разорением монастырь Тресвятский. 241 – Ревностию архипастырей Мефодия и Амвросия весьма недавно уничтожены здесь празднества Яриле, 242 или Яруле, Терентия упрекали святого в том, что он позволил Терентию умереть в обители, созданной святым. Услышав молитвы родных, Арсений оживил покойного. Инок Феодосий (автор рассказа об оживлении) говорит, что сам видел воскресшего и слышал от него рассказ о чуде. О воскрешении Терентия стало известно Тверскому епископу Акакию, который совершил крестный ход в монастыре и по повелению царя Иоанна Грозного и по благословению митрополита Мос- ковского Афанасия учредил в монастыре архимандритию. 240 Никитский мужской монастырь, в ½ версте от Твери, в Затьмацкой части. В XVI в. владел в волости Суземье дд. Скоково и Маркино, а в волости Поло- вичи 4 деревнями. В писцовых книгах 1626 г. значится: «На Затмацком посаде идучи по Тмаке реке вниз по берегу к Никитскому опустошенному Литвою монас- тырю Никитского монастыря дворовая земля». Монастырь выжжен в 1609 г. и, вероятно, не возобновлялся. 241 Дмитриев, как и позже А. О. Ишимова, путает Трехсвятское и Архиерейс- кую дачу: остатки парка и каскад прудов вокруг современного Дворца творчества детей и молодежи (пр-д Дарвина, 3). 242 Вопрос о том, кто такой Ярило: божество или ритуальный персонаж, близкий к Костроме и Масленице, остается открытым. Одни исследователи считают, что нет никаких данных о том, что Ярило был славянским божеством ( Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. М., 2006. С. 116); другие не разделяют этого скептицизма и склоняются к тому, что Ярило был божеством, которого нередко, основываясь на сходстве имен, связывают с Яровитом балтийских славян ( Иванов Вяч. Вс ., Топоров В. Н . Ярила, Ярило, Ярыло //Мифологический словарь. М., 1990). Ярилин день совпадал с праздником Ивана Купалы и отмечался там, где Купалу не праздновали. «Можно почти с полной уверенностью поставить знак равенства промеж Купалой и Ярилой. Купала – название более позднее, поя- вившееся у восточных славян, когда праздник, наравне и у других христианских

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1