Тверь в записках путешественников. Вып.2

И ван А лексееви ч Д митриев . 1839 213 нашему Эроту и Лингаму, начинавшиеся с первого воскресенья после Петрова дня (Ярило до введения христианской веры почитаем был за бога: кумир его представлял избранный от мира человек, которого пред заговеньем Петрова поста обвязывали всякими цветами, лентами и колокольчиками и, надев на голову высокий колпак с лентами, возили с плясками по площади). Этот праздник отправлялся в Тресвятском саду, на речке Лазури, куда каждый день по вечерам сбиралась моло- дежь из мещан, посадских и слободчиков, а часов в 11-ть ночи в каж- дой группе являлся музыкант с торбаном 243 или балалайкою, и под звуки этих инструментов, наигрывавших барыню, там плясали бланжу. Туда отпускали матери, особливо репужницы (мещанки), 244 дочерей своих поневеститься. Теперь в то время, когда праздновалось Яриле, пляшут бланжу в Твери просто на улицах. Далее по реке, верстах в 4-х от Твери, в тумане из-за сосновой рощи блещет златоглавый Желтиков Успенский мужеский монастырь, на береге Тьмаки, построенный св. Арсением, епископом Тверским, в 1400 году, и обнесен на 208 сажен каменною оградою с башня- ми. Настоящие каменные церкви построены и украшены иждивением Петра Великого. В соборной церкви почивают чудесами и воскресени- ем мертвого юноши, жителя Твери, прославленные мощи св. Арсения, народов, был приурочен ко дню Иоанна Крестителя. Там же, где праздник этот не привился (вероятно, потому, что он приходился на пост), сохранилось местами древнее слово Ярилин день. Справлялся он перед постом. Это был праздник летнего солнца и созревания плодов» ( Соколова В. К . Весенне-летние календар- ные обряды русских, украинцев и белорусов. XIX – начало ХХ в. М., 1979). Ярилы – обычно это первый день Петровского поста, Иванов день или его канун. Впервые упомянут в 1765 г., когда Тихон Задонский осуждал языческий праздник в Воронеже. И. М. Снегирев опубликовал материалы из Костромы. Э. В. Поме- ранцева представила ярославские материалы. В конце ХХ – начале ХХI в. све- дения о бытовании Ярилина дня записывались в Нижегородской и Владимирской обл. Таким образом, сведения Дмитриева из Тверской обл. согласуются с общей принадлежностью обряда к Поволжскому региону. Именно здесь зафиксирован хрононим Ярилин день . В этот день в ряде мест Поволжья рядили чучело или наря- жали человека в костюм Ярилы, совершали ритуальное обливание водой с целью вызывания дождя и т. д. (подробнее о праздновании Ярилы см.: Агапкина Т. А . Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. М., 2002. С. 630–631; Корепова К. Е . Русские народные календарные обряды и праздники Нижегородского Поволжья. СПб., 2009. С. 345–350). 243 Торбан – украинский народный струнный щипковый музыкальный инстру- мент (30–40 струн) из семейства лютневых, родственен теорбе и бандуре. 244 Репужница – пренебр . мещанка. В «Словаре русских народных говоров» (Вып. 35. С. 37) это слово приведено с пометой «тверское», а в качестве при- мера комментируемая фраза из Дмитриева. Но в Тверских говорах приведено только слово рептух – человек, который любит есть репу (4, 24).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1