Тверь в записках путешественников. Вып.2

228 Т верь в записках путешественников . XVIII–XIX и фронтоны. Обширный круглый свод с греческими окнами опирается на главные стены и четыре купола. Одним из трех входов войдемте в святилище и осмотрим внутренность здания. Украшения храма со- ставляет не златая пышность, но священная простота: светлый купол с резною искусною работою и легко, прилично, изящно расположенные группы в образах прекрасной живописи. 289 Возвышенный алтарь не ве- ликолепен, но величествен; по синему с золотыми жилками мрамору приличная золотая резьба составляет его украшение. Но обратите ваше внимание на живопись местных образов, и в особенности Благовещения и Успения Богоматери. Еще в первые времена христианства, говорит г. Аделунг, 290 Благовещение сделалось особенным предметом благого- вения, и, может быть, нет события в Св. Писании, которое бы столь часто и в столь разных видах изображалось, как Благовещение, на древних и новых христианских памятниках. И в самом деле, нельзя придумать для художника задачи прекраснее этой. Чудесность и вы- сокость происшествия; неземной, светлый лик Небесного Посланника; благочестивое смирение, девственное смущение и кроткая покорность Пречистой Избранной – всё побуждало художников изображать это таинство Нового Завета предпочтительно пред другими. Всмотритесь в лики Марии и Гавриила: кисть вдохновенного художника живо изоб- разила удивление в первой и что-то небесное в важном, таинственном посольстве второго; вы, кажется, слышите слова смирения и уверен- ности в возможности события – буди по глаголу твоему . Перенесите ваши взоры на образ Успения: томная бледность девственной красоты покоящейся Марии вселяет во всех окружающих уныние, и пораженные немою горестью апостолы едва не проливают живые слезы; согбенный от тяжести лет и горя старик, наклонясь и опершись на свое колено, сидит обессиленный при гробе Богоматери: изнуренное печалью лицо старца есть точное изображение внутренних страданий и страстей чело- века, из уст которого излетает тяжкий и, может быть, последний вздох¾ В правой и левой сторонах алтаря на богатых пьедесталах хранятся се- ребряные кирка и лопатка, при заложении храма Великою Екатериною употребленные, 291 а в светлой нише на возвышенном помосте опочивает 289 Ср. путешествие И. Ф. Глушкова ( Тверь . 1, 147). 290 Аделунг Федор Павлович (1768–1843), историк, лингвист, библиограф, член-корреспондент Петербургской АН (1809). Имеется в виду книга: Корсун- ские врата, находящиеся в Новгородском Софийском соборе. Описаны и объяс- нены Федором Аделунгом. М.: Универ. тип., 1834. 291 Ср. в поэме А. М. Бакунина «Торжок»: «И новый храм по плану Львова / (Паденьем ветхий угрожал), / А не искусника чужого, / Как сдуру кто-то написал, / Давно ли был сооружен / Великою в царях женою, – / Украсил город наш собою / И тою памятью святою, / Что первый камень заложен /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1