Тверь в записках путешественников. Вып.2

254 Т верь в записках путешественников . XVIII–XIX тей: излишка или недостатка воды, от которых нередко при благопри- ятных по-видимому обстоятельствах и вероятных расчислениях расстра- ивалось судоходство целого лета. Инженер-подполковник Корицкий, 375 доказав необходимость возвышения запоров всех главных резервуаров системы, первый осмелился устроить при главном резервуаре наклонный запор , необходимым следствием которого была необыкновенно значи- тельная масса воды, и этою решительною мерою отвращены оба главные неудобства: излишек и недостаток воды. Этим запором вода поднята до 6 арш<ин> 12 верш<ков> и вместо существовавшего прежде не- большого пруда образовано искусственное озеро, имеющее поверхности при полном уровне от 50 до 60 квадр<атных> верст. Деревянные запорные плотины: Ключинская, Заводская и Цнинская – были унич- тожены как излишние и заменены земляными дамбами, из которых самая большая заменяет, сверх того, на Московском шоссе довольно длинный мост, потому что недалеко от В<ышнего> Волочка, при де- ревне Борозде, пересекая Шлину, разделяет долину ее на две половины так, что излишние воды резервуара не могут изливаться непосредс- твенно через нее в Мстинское озеро. Плотина эта совпадает с линией Московского шоссе, которому служит вместо основания. Со времени этого нового преобразования редко встречается недостаток в воде. В продолжение нынешнего славного столетия Вышневолоцкая система судоходства шла чрезвычайно деятельно к усовершенствова- нию: заводской резервуар, прежде истощавшийся в несколько часов, в 1804 году летом мог уже содержать Тверцу в судоходном положении две, три, четыре и более недели, смотря по благоприятной или против- ной погоде. С 1810 года уничтожены по бассейну все пильные и мукомольные мельницы, как вышневолоцкие, так и заводские. Весною 1815 года построена в верхней части Цнинского канала новая перемычка из шандорных брусьев , 376 ныне называемая Шандорным шлюзом : посредством его в верхней части бассейна, между шлюзами Тверецким и Цнинским, образовалась средняя камора , существование которой значительно улучшило судоходство всего бассейна, сделало возможным при различном горизонте верхнего бассейна между обо- ими шлюзами отправление безостановочного хода судов из Тверцы в Мсту и изменило существенно правила употребления запасных вод. Устроением этого шлюза начинается пятый период бассейна, а пре- 375 Корицкий Осип (Иосиф) Иванович (1778–1829), изобретатель, механик, гидротехник, инженер-подполковник, автор реконструкции и директор Вышнево- лоцкой водной системы (1823). 376 Шандорные брусья – запоры, закрывающие промежутки между опорами в водоспускных плотинах.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1