Тверь в записках путешественников. Вып.2

И ван А лексееви ч Д митриев . 1839 255 образованием Заводского водохранилища, с 1829 года, – шестой и важнейший, более нежели удвоивший средства судоходства. При новой организации внутренних сообщений в 1809 году было определительно положено стараться, чтобы караваны не заключали в себе более 600 барок и чтобы каждый год было по крайней мере 6 выпусков их из Вышневолоцких шлюзов и через Боровицкие пороги. Самое значительное число барок, собранных летом между шлюзами Мстинским и Тверецким, простиралось в 1817 году более нежели до 1 260 судов; столько же, но не более, могут найти место в верхней половине бассейна. Ныне первый весенний караван (т. е. от первого открытия шлюза на Мстине до его закрытия) всегда бывает самый большой, часто заключающий в себе более 1 000 судов, и тянется через Боровицкие пороги до июня. Для проведения некоторого числа барок из Волги вверх к Волочку должно сначала наполнить Тверцу обыкновенною судоходною вышневолоцкою водою: для этого, смотря по ветру, погоде и времени года, потребно от 2 до 3 суток, пото- му что столько же надобно времени, чтобы вода достигла от разде- льного пункта до Волги при Твери. Тверца имеет в длину 177 верст: то одно предварительное наполнение реки, прежде нежели хоть одно судно может двинуться из Твери, требует огромного количества – 885 000 кубич<еских> сажен воды . Это количество необходимо для провода из Твери в Волочек как одного судна, так тысячи и более . Отправление судов из пристаней, лежащих близ вершин рек, бы- вает вскоре по вскрытии вод, ибо в прочее время мелководье затрудняет плавание; с других же пристаней отправление производится в продол- жение всего судоходства. Первый караван бывает Гжатский, 377 около 1 000 барок; за ним следует Тверской, с Шоши, из Калязина, а потом главный, Рыбинский, около 3 000 барок. Относительно времени, пот- ребного для прибытия караванов в С.-Петербург, надлежит заметить, что все караваны, отправляемые из верхних пристаней, совершают пла- вание в одну путину. Все же, или, по крайней мере, самая большая часть отправляемых из низовых пристаней караванов зимуют в Рыбинске как в главнейшем складочном месте, а с открытием рек суда отправ- ляются. Хороший ход Рыбинского каравана до С.‑Петербурга около 3 месяцев; но случалось, что шли два года. Ход барок в хорошую погоду от Рыбинска до Твери три недели; от Твери до В<ышнего> Волочка 7 или 10 дней, в В<ышнем> Волочке для оснастки неде- ли две или три, пока соберется перемычка; от В<ышнего> Волочка до Новгорода с остановкою в Городке и Боров<ицких> порогах 2 ½ недели; от Новгорода до С.-Петербурга 10 или 15 дней – всего около 3 месяцев. В мелководье вдвое долее. 377 Гжать (Большая Гжать) – правый приток Вазузы, правого притока Волги.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1