Тверь в записках путешественников. Вып.2
И ван А лексееви ч Д митриев . 1839 257 и ширины выше указной меры взимается 100 руб. штрафу и, смот- ря по обстоятельствам, налагается еще строжайшее наказание; если барка слишком глубоко сидит в воде (более 14 вершков), то ее должно разгружать и облегчать. Таковые барки поднимают от 15 до 18 000 пудов (волжские полубарки вчетверо менее), служат около 4 лет и людей имеют от 45 до 60 человек. При попутном ветре ходят они (не глубже 14 вершков) на парусах и проплывают в день по большей мере верст 30; если нет ветру, то они ходят вверх по реке на веслах, бечевым тягом или завозами. Вообще по Волге, как и по Тверце, барку тянут лошадей 12 или 14, полубарку 8 или 10; на пос- ледней проходят они в день против течения от 12 до 15 верст, а если увеличить число лошадей, то и более. На озерах, широких местах рек и где падение незначительно, гребут и даже тянутся бечевою. При этом случае заметим, что постройка барок составляет немаловажную отрасль отечественной промышленности, занимает многие тысячи рук и приводит в обращение значительные капиталы. Этим делом обык- новенно занимаются жители приречных мест. Таковые суда иногда поднимают столько же тяжести, как и линейный корабль. На всем пространстве империи, за исключением Финляндии и Польши, ходят по рекам более 36 000 судов. Один из защитников железной дороги от Москвы до С.-Петербурга, справедливо жалуясь на чрезвычайное истребление лесов и дальнюю доставку к пристаням барочного лесу, рассчитывает, что на 4 000 вышневолоцких барок с полубаркасами и лодками потребно до 700 000 бревен: громада ужасная! После этого отступления снова возвратимся в В<ышний> Волочек и последуем за караваном. Перед отправлением из бассейна каждой барке дается в Волочке бляха с нумером, по которой определяется ее очередь; в этом же порядке отправляется она из озера Мстино в реку Мсту через Боровицкие пороги. (Барки с яйцами или живою рыбою вовсе не подлежат очереди.) По благополучном переходе через пороги, где суда останавливаются на каждой из четырех пристаней от Ношкинской до Потерпелицкой для взятия присяжного лоцмана и прибавочных рабочих, а равно и исправления повреждений, суда из Мсты пускаются к озеру Ильменю. Не входя в него, они повора- чивают в Сиверсов-Новгородский канал, где берут новых лоцманов и рабочих, и, обойдя опасную часть озера Ильменя, суда вступают в Волхов. На нем находятся также пороги, близ Гостинопольской при- стани, но они менее опасны, нежели Мстинские. Для обхода их про- копан в 1807 г. другой, Новгородский канал, длиною в 430, шириною в 10 саж<ен> и от 1 до 1 ½ аршин глубины. Миновав Боровицкие пороги, озеро Ильмень и Волхов, суда прежде подвергались новым опасностям на бурном и каменистом Ладожском озере , которого волны ежегодно поглощали тысячи барок, и оттого Петербург претерпевал
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1