Тверь в записках путешественников. Вып.2

И ван А лексееви ч Д митриев . 1839 259 о плате судорабочим, а всего более чтобы положение их составляло предмет заботливости и участия судохозяев. Бывали и поныне есть еще случаи, что неурожаи вынуждают бедняка искать средств к пропитанию в бурлачестве; но его надежды редко исполняются: он возвращается домой ни с чем, притом изнуренный, неспособный к сельским заняти- ям. Слишком справедливо то, что проход барок имеет неблагоприят- ное влияние на земледельческий быт поселянина: в то время когда он находится в пути, обрабатыванием полей занимаются слабые старики и женщины, и земледелие видимо страждет. Между тем потребность в рабочих для судоходства настоятельна, и в простом народе, живу- щем в соседстве судоходных путей, решительно более наклонностей к промыслам этого рода, чем к домашним и хозяйственным занятиям; поэтому здесь трудно было бы выдумать, а еще более привести в ис- полнение какие-либо благодетельные перемены. Нельзя, однако, оста- вить без замечания, что многие помещики, славящиеся благоразумием в своих хозяйственных распоряжениях, не дозволяют своим крестьянам ходить на барках. Всё судоходство по Вышневолоцкой системе от Твери до Сивер­ сова канала состоит под ведением директора-управляющего , который распоряжает водою на всем пространстве от Твери до Потерпелиц и обыкновенно сам присутствует при каждом отправлении судов на Боровицкие пороги. С 1836 года оно принадлежит к первому (из пяти) округу путей сообщения, преобразованных из 9-ти окружных правлений. Кроме нескольких инженерных офицеров для всего Вышневолоцкого отделения, в самом бассейне состоят по штату два смотрителя пер- вого класса с помощниками при каждом: один для Тверецкого, дру- гой для Цнинского каналов; третий находится при Мстинском шлюзе. Для разбирания споров между судорабочими и хозяевами барок как в Рыбинске и в Твери, так и здесь учреждены судоходные распра- вы . 381 Больница с медицинскими чиновниками в В<ышнем> Волочке устроена не только для больных, служащих по Ведомству путей сооб- щения, но и для судорабочих. Кроме барок, которые только проходят через город, немалое число судов ежегодно строится и нагружается в самом бассейне. Число разных судов, барок и полубарок (поднимающих от 4 800 до 7 000 пудов), проходящих чрез Вышний Волочек и Боровицкие пороги, простирает- ся более 4 000, с кладью до 25 миллионов пудов. Ценность грузов ежегодно можно положить средним числом от 80 до 100 миллионов рублей. 381 Судоходные расправы существовали в Твери, Рыбинске, Нижнем Новго- роде и Белозерске и имели задачей рассмотрение споров, возникавших во время судоходства по протекающим у этих городов рекам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1