Тверь в записках путешественников. Вып.2

260 Т верь в записках путешественников . XVIII–XIX От частного изложения о Вышневолоцком бассейне и системе пе- рейдем к общему – к трем системам водяных путей, соединяющих между Рыбинском, Мологою и Новою Ладогою Волгу с Невою, а сле- довательно, Каспийское море с Балтийским. Эти системы называются: Мариинская , Тихвинская и Вышневолоцкая . 1. Мариинская – получила свое начало после Вышневолоцкой . Поводом к ее устроению были следующие обстоятельства: усиление и распространение судоходства; обеспечение продовольствия новой столицы, ибо при сильной засухе легко может остановиться подвоз по В<ышне>волоцкому пути; сбережение леса, употребляемого на пос- тройку судов, Боровицкими порогами не возвращаемых. Петр Великий , желая отстранить эти неудобства проложением нового пути, в сопро- вождении двух инженеров, Перри и Корчмица, определил место для соединения рек Вытегры и Ковжи . Работы произведены позднее ге- нералом Деволантом 382 и заключены Свирским каналом, 383 оконченным в 1810 году. Эта система пролегает губерниями: С.‑Петербургскою, Новгородскою, Ярославскою и Олонецкою; – длина ее от Рыбинска до С.-Петербурга 1 088 верст 210 ½ саж<ен>. Мариинская система шлюзная: она не может пропустить судов столько, сколько бы хо- телось или сколько нужно, но пропускает только такое число, какое каждый шлюз пропустить может. Притом Онежное озеро вскрывается поздно, а замерзает раньше других вод. Увеличить проход судов нет возможности. Этот водяной путь, служа дополнением Вышневолоцкой системе, имеет пред нею то преимущество, что плавание по нем произ- водится беспрепятственно в оба пути : товары по нем провозятся те же, какие и по Вышневолоцкому; ценность их от 10 до 15 миллионов рублей. Устройство Мариинского канала стоило правительству около 3 мил<лионов> руб. 2. Тихвинская . Еще при Петре Великом Н. М. Зотов 384 пред- полагал шлях с Волги на Тихвинку: прорыть немного коштовато, да дело для Питера оченно знатное . Английский инженер Перри 385 382 Де Воллан Франц Павлович (Деволан, Де Волант, Сент-Деволан, 1752– 1818), военный инженер, архитектор, строитель, первый инженер во главе Ведомс- тва путей сообщения, первый член Комитета министров от этого ведомства. Под его руководством были созданы Тихвинская и Мариинская водные системы. 383 Свирский канал – один из Приладожских каналов на территории Петер- бургской губ., соединяющий устья рр. Свирь и Сясь в обход Ладожского оз. Сооружен в 1802–1810 гг. в рамках Мариинской системы. 384 Зотов Никита Моисеевич (ок. 1644–1718), учитель Петра I. 385 Перри Джон, английский капитан, строитель кораблей, доков и каналов; на русской службе по приглашению Петра I в (1698–1715). По возвращении в Лондон издал книгу о путешествии (1716); в рус. пер.: Перри Д. Состояние России при нынешнем царе. В отношении многих великих и замечательных дел

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1