Тверь в записках путешественников. Вып.2

264 Т верь в записках путешественников . XVIII–XIX мы от Рыбинска до С.-Петербурга составляет следующее протяже- ние: Волгою от Рыбинска до Твери 352 версты, Тверцою от Твери до В<ышнего> Волочка 177 верст, каналом Вышневолоцким 5 верст, озером Мстином 13 верст, рекою Мстою до канала Новгородского 387 верст 323 саж<ени>, каналом Новгородским 7, рекою Волховом 206, каналом Ладожским 104 и рекою Невою до С.-Петербурга 58 верст, а всего 1 309 верст 323 сажени. Суда, идущие от устья Волхова до Невы озером Ладожским , проходят 19 верстами менее. По Вышневолоцкой системе, простирающейся по губерниям: Ярославской, Тверской, Новгородской и С.-Петербургской, находится 25 пристаней . Главнейшая выгода этой системы та, что она проле- гает местами и более населенными, и более хлебородными, нежели Олонецкая губерния, в которой находится большая часть Мариинского пути. Устроение же ее почти целым столетием прежде прочих уже образовало искусных лоцманов и людей, привычных к сплаву судов, равно как и познакомило с нею отправителей клади, удостоверившихся долговременным опытом, что правительство обращает внимание на воз- можное сокращение остановок, на устранение опасностей при переходе судов через пороги и на доставление им полной удобности в сплаве. Поэтому путь Вышневолоцкий есть главный как в отношении внутрен- них губерний с С.-Петербургом, так и по своему удобству и наиболь- шему по нем проезду. Главнейшие провозимые по нем товары суть: хлеб, пенька, лен, сало, железо и другие металлы, рыба, масло, воск и проч., всего на сумму от 80 до 100 миллионов рублей. В 1828 году по всей системе Вышневолоцкой от Тверцы до Ладожского канала находилось в движении: судов 8 841, плотов 1 378; товаров привезено на 103 534 803 руб<ля>. Суда, прибывшие в С.-Петербург, уже не возвращаются к местам своего отправления по причине Боровицких порогов, а обыкновенно покупаются лесными торговцами и городскими обывателями на сломку. Это весьма много истребляет строевого лесу. К счастью, Вышневолоцкая система необходима только для провоза наших продуктов из внутренних губерний к границе; для обратного же пути существуют сообщения кратчайшие и более приспособлен- ные к цели, каковы Мариинская и Тихвинская системы, служащие Вышневолоцкой как бы отводными каналами. Здесь, кажется, не место и не время входить в подробности во- дяных сообщений в России и показать их важность и выгоды для промышленности и торговли, составляющей главнейшие и прочные основания народного благоденствия и богатства. Сказавши так много о Вышневолоцкой системе как самой важнейшей из водяных сообще- графическом и литературном отношении» (кн. 1–2. СПб.: Тип. А. Плюшара, 1837).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1